У загадочного бункера остается всё меньше тайн
В годовщину взятия Кенигсберга историки раскрывают секреты форта, за который велись наиболее ожесточенные бои. О событиях, происходивших там 68 лет назад, раньше не говорили открыто.
Он и по сей день хранит свои тайны. Легендарный пятый форт - архитектурная загадка конца еще 19 века. Для советских солдат, что в апреле 45-го шли на Кенигсберг, немецкая крепость казалась неприступной. Тогда еще младший сержант, Дмитрий Бородин был в числе разведгруппы, которая и должна была найти слабое место форта.
"Шум внутри, потом узнал, что офицеры победу праздновали, а солдат ходил, маячил. Вот за ним нам нужно было следить, и его нужно было взять", - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Бородин.
Десятки потайных коридоров историки изучают до сих пор. Здесь нет ни одного лишнего закоулка или выемки. Свои конструкторские решения немецкие инженеры продумывали до мелочей. Даже с виду обычная арка на самом деле - специальное перекрытие.
Захваченный в плен часовой предупредил советских солдат и об этом, и о том, куда лучше всего нанести удар, и где хранится химическое оружие. Не рассказал только одного: почему здесь немецкий гарнизон решил стоять до последнего.
По одной из версий, в пятом форту просто не знали, что советские войска уже дошли до центра Кенигсберга, так как радиосвязь с главным штабом были нарушена. А кто-то предполагает, что 300 немецких солдат и офицеров просто защищали что-то очень ценное. Например, знаменитую Янтарную комнату. Ее искали повсюду, почти в каждой стене крепости - дыра.
Но ни здесь, ни в бункере Ляша, где через сутки после известия о падении пятого форта комендант подписал акт о капитуляции, найти ничего не смогли. Зато о том, как достигалось перемирие, широкой общественности теперь известно больше.
Уникальная стенограмма воспоминаний главного парламентера Петра Яновского недавно попала в руки калининградских историков. Записанная через две недели после окончания войны, она хранит те факты, о которых потом говорить было не принято. Как угощали чаем с конфетами уже плененного генерала Отто фон Ляша, как при первой встрече в этом самом бункере они пожали друг другу руки.
"Даже когда потом Ляш прибыл к маршалу Василевскому, ни в одной кинохронике не зафиксировано, чтобы они там "здрасьте, товарищ маршал", "здрасьте, товарищ генерал", то есть это такой человеческий жест", - рассказал директор Калининградского областного историко-художественного музея Сергей Якимов.
Сейчас бункер, где 9 апреля 45 года закончилась немецкая история Кенигсберга, закрыт для посетителей. В бомбоубежище идет ремонт, как здесь называют, щадящий. Та же штукатурка, тот же цвет стен и только в стене кабинета генерала Ляша появилась дыра. Следы очередных поисков Янтарной комнаты решили оставить на память.