В мире гадают, что ждет Латинскую Америку после кончины Уго Чавеса
Лидеры разных стран так или иначе признают, что Уго Чавес был одним из самых ярких государственных деятелей современности. Многие считают, что более колоритной личности на мировой политической арене не было - импульсивный, энергичный, способный не только завести публику своими многочасовыми выступлениями, но и уверенно чувствовать себя в противостоянии с оппонентами. И вот теперь звучат мнения, что жизнь в Венесуэле разделилась на два периода: с Чавесом и после Чавеса.
Термин "чавизм", одним емким словом описывающий венесуэльский курс последних 13 лет, уже укоренился в словаре политологов. И прогнозы, что ждет страну после Чавеса, сейчас разнятся в зависимости от того, насколько "чавистом" ощущает себя тот, кто эти прогнозы делает.
Симпатизирующие покойному Президенту считают, что Мадуро удержит власть, в конце концов его выбрал сам Чавес, а его слово для большинства венесуэльцев свято.
"Уго Чавес – продолжатель традиций мировой революции, Мао и Че Гевары. Он лидер бедняков, который щедро тратил национальные богатства на благо народа. Его идеи оказались заразительны для лидеров соседних стран - Эквадора, Боливии, Парагвая. То, что Чавес называл Боливарианская социалистическая революция, это по сути своей новый либерализм, в Латинской Америке он невероятно популярен, его поддерживает население. Конечно, за спиной у врагов Чавеса могущественный Запад, но по крайней мере на ближайших выборах у оппозиции шансов нет", - считает журналист Пепе Эскобар.
"Античависты" спорят: именно сейчас у оппозиции есть шанс отыграться за поражение на прошлых выборах, а поддержка народом Чавеса – вопрос харизмы, а не реального состояния экономики.
"Венесуэльцам нужны доллары. Они не доверяют своей валюте. В стране высокая инфляция, все понимают: если цены на нефть упадут, вся система рухнет", - отмечает экономический аналитик Аструбал Оливерос.
Третий вариант – смешанный и самый драматичный. Мадуро побеждает, но через какое-то время от него отворачиваются военные, "чависты" теряют власть, а оппозиция не может ее подобрать, поскольку до сих пор не в силах преодолеть внутренние разногласия. Дальше прогнозы туманны.
"Я думаю, что в любом случае какие-то подвижки будут, даже если назначенный Чавесом преемник выиграет Президентские выборы. Хотя, конечно, у него нет того авторитета, что был у предыдущего лидера. Строго говоря, "чавизм" с Чавесом безусловно бы выиграл выборы, а вот "чавизм" без Чавеса совсем другое дело. И уж конечно, если победит оппозиция, это будет разворот на 180 градусов в сторону США", - уверен эксперт по Латинской Америке Марк Шнейдер (США).
В свое время Чавес, национализировав топливно-энергетический сектор, буквально вышиб из страны американские нефтяные корпорации. Конечно, они попытаются взять реванш – слишком уж лакомый кусок, Венесуэла вышла на первое место в мире по доказанным запасам нефти, потеснив Саудовскую Аравию.
А что будет с российскими интересами? Ведь два месторождения - Хунин-6 и Карабобо-2 - это более 10 миллардов тонн "черного золота". По договорам, они разрабатываются совместно с нашим Национальным нефтяным консорциумом, причем доля России - 40%. Что ждет эти и другие проекты, если в Венесуэле сменится не просто лидер, но сам курс?
"В самом худшем сценарии, если побеждает оппозиция, к сожалению, высока вероятность того, что подписанные с российской стороной контракты, - а это контракты в области добычи нефти, строительства объектов, и не только, еще телекоммуникационные компании должны были прийти, автопром, естественно, закупки вооружений, - вот все эти проекты будут поставлены под сомнение", - отмечает директор Фонда национальной экономической безопасности Константин Симонов.
"Пока есть и другой, более оптимистичный путь, если побеждает Президент Мадуро. Еще раз подчеркну, что есть варианты политического развития в Венесуэле, при которых мы свои позиции в стране сохраним", - добавляет Симонов.
То же с экспортом вооружений. Чавес закупал оружие, исходя из двух посылов: во-первых, внешний враг, США, во-вторых, личное доверие к продукции российских оружейников. В 2012 году Венесуэла вышла на второе место, после Индии, по военным закупкам в России.
Оппозиция же, выбросив лозунг "тракторы вместо танков", настроена сворачивать импорт, если вообще не переключится с нашего рынка на тот же американский.
Пока в уравнении слишком много неизвестных, и эксперты скорее не предполагают, а надеются на то, что хотя бы от уже заключенных контрактов новое правительство Венесуэлы, каким бы оно ни было, отказываться не будет.