В Санкт-Петербурге скончался легендарный писатель Борис Стругацкий
В соавторстве с братом Аркадием он создал десятки произведений. Их книги стали не только классикой жанра, но и значительной вехой в отечественной литературе и жизни страны. Несколько поколений, читая Стругацких, учились отличать добро от зла, учились отвечать за свои поступки, учились думать.
Человек из области фантастики. Он вместе с братом создал целую вселенную для читателей и зрителей. Как выражались коллеги, их аудитория от пионеров до пенсионеров. Без Стругацких не могла обойтись ни одна семейная библиотека. О них самих в мире литераторов слагались легенды.
"Аркадий в 50-е годы уехал в Москву. А Борис Натанович остался здесь. Вот долгие годы они творили живя в разных городах. На эту тему было много острот. Как братья Стругацкие пишут?! Они садятся на поезд. Встречаются в Бологом, садятся в привокзальном буфете и пишут. На самом деле все было не так. Как правило, они старались поехать в какой-нибудь дом отдыха писательский и там работать", - рассказывает публицист, автор книги "Аркадий и Борис Стругацкие:двойная звезда" Борис Вишневский.
"Стругацкие в свое время создали целую школу фантастики и, собственно говоря, вывели ее из узкой жанровой литературы, литературы для молодежи, для детей в разряд серьёзной и интересной литературы, серьезного искусства. Они сделали нашу фантастику настоящей", - говорит писатель-фантаст Сергей Лукьяненко.
Они никогда не считали свою фантастику научной, называли ее реалистичной. Поскольку писали о людях. О человеке помнили всегда. Он в центре, какими бы необыкновенными ни были обстоятельства. Им был важен характер. А техника будущего и экзотические планеты - лишь декорации. Возможно, именно по этому большинство книг Стругацких - бестселлеры, а сценарии по ним - киноклассика.
"Сталкер" - экранизация повести Стругацких "Пикник на обочине". Братья 9 раз переписывали сценарий, пока не родился вариант нужный для Андрея Тарковского. Снимали философскую притчу не один месяц. И все напрасно. При проявке пленка сильно пострадала. Вот что вспоминал о фильме сам Борис Стругацкий: "Фильм по сути дела был загублен, и Тарковский вместо того, чтобы впасть в отчаянье, решился на творческий подвиг - он решил снять другой фильм. Появился оттенок религии во всей этой истории, мучения духа, боления за всё человечество".
Фантасты никогда себе не изменяли. Например в 60-х, когда Стругацких запретили, они принялись писать детективы. Но и там полицейские уживались с роботами, пришельцы с преступниками. В 80-х работа над Новогодним мюзиклом. И опять без волшебства не обошлось. Комедия "Чародеи", по признанию Бориса Стругацкого, киносказка для младших научных сотрудников. Он многих заставил поверить в чудо, а сам так и не смог.
"Я не верю в чудо! К сожалению, можно сказать. Иногда (и чем старше я становлюсь, тем чаще) мне очень бы хотелось поверить, например, в переселение душ. Человек, верящий в высшее существо, человек, верящий в чудо, человек, верящий в вечность души, имеет определенное преимущество перед жестким и строгим материалистом", - говорил Борис Стругацкий в программе "Пятое колесо" (Ленинградское ТВ, 1989 г.).
Книги Стругацких для создателей фильмов всегда желанны и одновременно сложны. Алексей Герман-старший работает над экранизацией повести "Трудно быть Богом" 13 лет. Те, у кого на премьерах Стругацкие побывали, считают братьев главными критиками картин. Так было с фильмом "Обитаемым островом" Федора Бондарчука. Борис Стругацкий увидел в главном герое образ, который они с братом представляли.
"То, что я встречался со Стругацкими три раза, для меня это останется на всю жизнь. Комментарий первый и просмотр был для Стругацких, и его оценка была важна", - вспоминает режиссер, продюсер, актёр кино Федор Бондарчук.
Борис Натанович охотно общался с коллегами и старался избегать журналистов. Писатель отшучивался: все ответы на вопросы мы уже дали. Ищите их в наших книгах.