Новый музей открылся в Москве
Экспонаты рассказывают не только о самих событиях 1812 года, но и о том, что было до и после войны. В центре выставки личности монархов-противников: Александра и Наполеона.
На матрасах из конского волоса, на пуховых подушках как сладко должно было спаться Наполеону. Но на походной кровати, развернутой в московских покоях, император больше ворочался.
Москва полыхала, великая армия превратилась в армию мародеров, а бесчисленные приказы, отчаянные попытки вернуть дисциплину так и остались на бумаге.
"Стоит обратить внимание на небольшие карманчики на перилах. Чтобы его не беспокоить, сообщения и рапорты ему клали в эти карманчики. И когда он просыпался, он естественно сразу начинал работать", - поясняет автор экспозиции Маргарита Силаева.
Он ждал от Александра предложений о мире, готовясь упиваться славой. Из Парижа выписал даже памятные медали за переход через Днепр, за взятие Смоленска и Москвы. Награды, которые поспешил учредить, спустя 200 лет в музейной витрине. Авторы экспозиции, казалось, не могли не строить наполеоновских планов. Экспонаты должны естественно вписаться в исторический интерьер внутреннего дворика бывшей Городской Думы. А двухэтажный павильон площадью две тысячи квадратных метров вырос, не оставив в стенах ни единого гвоздя.
"Здесь была построена специальная конструкция из металлических балок, вертикальных и горизонтальных. Мы ее между собой называли этажеркой, на которой и висит второй этаж", - отмечает президент Государственного исторического музея Александр Шкурко.
Это не временная выставка, а новый музей Отечественной войны, будет работать постоянно. И все же с некоторыми экспонатами скоро придется расстаться. Бархатная папка, расшитая золотыми нитями, через месяц вернется в МИД. В ней знаменитый Тильзитский трактат о мире 1807 года. Папка всегда закрыта, важному документу вреден яркий свет в витринах.
Впрочем, мир не помешал французам выкрасть подробнейшую карту Российской империи для будущей войны, подготовить пушки, которые потом станут трофеем уже нашей армии, и попытаться подорвать российскую экономику, заранее выпустив поддельные ассигнации.
К походу на Россию Наполеон готовился настолько основательно, что даже полевая кухня в его армии была уникальной для своего времени. Над ящиком для угля или дров - большой котел для воды, над ним еще один котел, в нем и готовили еду.
"Вся еда готовилась на паровой бане, то есть она не подгорала и, более того, основательность этой конструкции позволяла готовить еду даже во время похода", - отмечает автор экспозиции Маргарита Силаева.
Во время походов император Александр не расставался с Новым Заветом когда-то подаренным бабушкой Екатериной II. В музее есть его походная церковь с позолоченными иконами. Воссозданные мундиры русской армии, сохранившиеся с тех времен шашки и пистолеты, кажется, расскажут о подвиге красочней даже самой подробной мультимедийной карты Бородинского сражения.
Которое навсегда вошло в историю как одно из самых кровопролитных для своего времени. Российская армия потеряла в нем больше 40 тысяч человек. Узнав о колоссальных потерях, Кутузов вечером принял решение отступать к Можайску. Наполеон, готовившийся на следующий день к новой битве, узнал об этом только утром. До разгрома его великой армии оставалось чуть больше трех месяцев.
По одной из версий, военное путешествие Наполеона по России закончилось в санях. Экспонат хорошо сохранился. Кузов покрыт лаком, впереди небольшое сиденье для кучера. Под ним место для багажа, паковать который, впрочем, у императора времени не было. Он бежал из России, а полозья, окованные тонкой металлической лентой, чуть ли не летели по снегу.
В эту субботу на нашем канале в 10.50 выйдет в эфир третья часть фильма об Отечественной войне: "1812. Бородино". Масштабная реконструкция героических событий - в художествено-документальном проекте Первого канала. А в воскресенье в это же время - заключительная серия "1812. Изгнание": о последнем этапе войны и поражении Наполеона.