Владимир Путин провел совещание по развитию железных дорог
Около пяти триллионов рублей необходимо вложить в ближайшее десятилетие в модернизацию железных дорог России. Об этом заявил Владимир Путин на совещании, посвященном проблемам этой стратегической отрасли. Речь шла о строительстве новых магистралей, развитии скоростного движения, государственной тарифной политике. Премьер-министр посетил выставку технических достижений "РЖД" на Рижском вокзале в Москве. Главе правительства показали современные локомотивы, электропоезда и вагоны.
Новый поезд под названием "Ласточка", который продемонстрировали премьеру, – специальный заказ "РЖД" под сочинскую Олимпиаду. К 2014 году несколько десятков таких составов встанут на рельсы, и большая часть из них будет курсировать между олимпийскими объектами. Потому даже интерьер вагонов – нестандартный.
Еще одна новинка – локомобиль. По сути, грузовик, способный при необходимости передвигаться по рельсам. Тренажер предлагает условия, максимально приближенные к реальным. Владимиру Путину досталась тренировка вождения по пересеченной местности.
Только за два ближайших года грузооборот на железных дорогах России вырастет на 15%. Спрос на перевозки увеличивается вместе с ростом экономики. Но БАМ и "Транссиб" сейчас работают, по сути, на пределе пропускной способности. Как следствие – потеря темпа выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом потребность в этих магистралях к 2020 году может вырасти втрое. Поэтому работать нужно на опережение.
Приоритеты для инвестиций – повышение транспортной доступности Дальнего Востока, новые маршруты к сочинской Олимпиаде и Чемпионату мира по футболу 2018 года, расширение программы скоростных перевозок. Капиталовложения необходимы серьезные. Но стоимость перевозок не должна мешать экономическому росту.
"Механически закладывать всю стоимость модернизации в развитие и развитие железнодорожной сети в тариф, конечно, мы не можем, иначе мы просто подавим развитие экономики", - сказал Владимир Путин.
По словам Владимира Путина, необходимо "еще раз внимательно проанализировать инвестпрограммы, снизить внутренние издержки" для привлечения альтернативных источников финансирования, например, в том числе и кредитных ресурсов. "Я понимаю уровень закредитованности компании, тем не менее нужно подумать, и со своей стороны будем помогать вам это делать", - сообщил глава правительства.
Премьер подчеркнул, что совершенствования требует и государственная тарифная политика и пора переходить к современным методам регулирования. "Нужны предсказуемые, понятные всем участникам экономической жизни формулы расчета тарифов, причем не на один год, а желательно лет на 5-10", - сказал он.
"И, наконец, третье. Считаю, что по аналогии с энергетическим рынком, следует подумать о внедрении в железнодорожной сфере принципов экономически обоснованной, так называемой доходности на инвестируемый капитал, тем самым мы сможем сформулировать прозрачные, стабильные, долгосрочные правила игры на перспективу", - подчеркнул Владимир Путин.
План, которому следовать пока не удается – закупать не меньше тысячи единиц тягового подвижного состава в год. А износ существующего больше, чем в конце прошлого века.
"В 1998 году износ был, если мне не изменяет память, 50%. За это время, к сожалению, инвестиции были очень ограничены, к сожалению, это касается прежде всего тягового подвижного состава, это тепловозы. У них наибольший износ, он превосходит даже 70%", - сообщил глава "РЖД" Владимир Якунин.
Следующее десятилетие для "РЖД" должно стать иным. В модернизацию и развитие инфраструктуры потребуется вложить 5 триллионов рублей. В три раза больше того, что потратили на развитие железных дорог России за четыре последних года.