Беспрецедентное число смертельных аварий на дорогах возмущает все больше россиян
Самая обсуждаемая тема недели - практически ежедневные трагические аварии на дорогах по всей стране, с участием совершенно разных людей, но всегда с трагическим исходом. Законодатели предлагают новые меры по борьбе со смертями на дорогах. По сути, потери сравнимы с ведением военных действий, и все из-за беспечности и лихости водителей.
На похороны Анны Жарковой и ее годовалого сына Ярослава пришли больше 3 тысяч человек. Эту трагедию в небольшом городе Выкса в Нижегородской области многие считают своей. Внедорожник "Хендай" сбил семью Жарковых прямо на тротуаре - муж Анны чудом остался жив. За рулем сидела Жанна Рассадина, ее задержали на месте. Как потом выяснила экспертиза, девушка была пьяна.
Авария в Петербурге унесла две жизни. Под колесами белой "Хонды" погибли Анастасия Мушканцева и ее 14-летний внук Анатолий Богданов. Сбив людей на пешеходном переходе, "Хонда" врезалась в "Опель Астра" - водитель и пассажирка сейчас в больнице. Виновником аварии называют полицейского Николая Мирошкина - до суда он останется под арестом.
А под Нальчиком пьяный угонщик на "Ниве" сбил четверых подростков и школьного водителя - он умер на месте, дети попали в больницу. Все это события только этой недели, даже меньше - каких-то четырех дней.
А вообще на дорогах России, по данным ГАИ, в 2011 году погибли почти 28 тысяч человек, то есть в среднем около 80 жизней каждый день. Каждый раз после очередной трагедии появляется немало идей, как бороться с такой статистикой. Так было и после аварии в Брянске осенью 2011 года, когда Ирина Добржанская сбила Анну Сивакову с трехлетней дочерью Соней. Девочка погибла сразу. Еe мама несколько месяцев пролежала в больнице. 20 апреля 2012 года суд приговорил виновницу аварии к четырем годам колонии-поселения. Но вот "зебра" на том самом переходе так до сих пор и не появилась.
Впрочем, эксперты говорят: переходы, конечно, проблема, но не главная. Ведь самые распространенные причины ДТП либо пьянство, либо превышение скорости, а самая распространенная формулировка – "не справился с управлением".
"Когда он выбирает стиль вождения, чреватый убийством людей, какое тут "не справился с управлением"?! Он преднамеренно выбрал – что, его кто-то заставлял 200 километров в час ездить? Его кто-то заставлял через двойную сплошную разворачиваться и на красный выскакивать? Не заставлял. Он сам выбрал агрессивный стиль вождения. Это должно быть наказано чрезвычайно строго, гораздо строже, чем у нас сегодня", - считает научный руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
Шашки на дороге – наверное, самое популярное видео в интернете. Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов уверен: это как раз и есть разновидность агрессивной езды, и внес законопроект, где за такую езду предусмотрен штраф от 2,5 до 5 тысяч рублей. В документе есть четкая формулировка.
"Такой метод езды, который создает аварийную ситуацию на дороге, который ставит под угрозу жизнь и безопасность других участников дорожного движения, выражается в неоднократном, совершение неоднократных опасных маневров, неоднократном опасном перестроении из полосы в полосу в нарушение правил дорожного движения; также предусмотрена ответственность за то, что водитель резко ускоряется и резко тормозит, создавая аварийную ситуацию", - рассказал депутат.
Фиксировать нарушения собираются с помощью камер видеонаблюдения. Их становится все больше. Кстати, понятие "агрессивная езда" есть во многих странах. И это только один из механизмов. В Германии, где штрафы и так совсем не маленькие, например, максимальный за превышение скорости почти 700 евро или около 30 тысяч рублей, есть и система баллов за каждое нарушение. Достаточно набрать 18, и права отнимут. Но и это не все - злостные нарушители проходят психологическое тестирование - так называемый "идиотен-тест" - название забавное, но результаты иногда совсем не смешные.
"Это такое исследование, пройдя которое, нарушитель не теряет баллы, но в процессе которого его убеждают в необходимости разумно подходить к вождению и проверяют, насколько он вообще способен управлять автомобилем. Бывают случаи, что эксперты выявляют на этом тесте полную неприспособленность человека к вождению, и тогда он никогда больше не получит свои права назад", - поясняет начальник отдела безопасности дорожного движения (Германия) Андреас Тшиш.
В Италии тоже есть система баллов, но в ужесточении ответственности нетрезвых водителей пошли дальше и ввели для тех, кто сел за руль пьяным, конфискацию автомобиля. Как крайнюю меру. Если содержание алкоголя превышает 1,5 грамма на литр крови. В зависимости от особенностей организма, это примерно литр вина.
"Полицейский проводит анализ, фиксирует данные с этой отметкой и незамедлительно запрещает вождение автомобиля, то есть происходит административная конфискация машины, затем уже прокуратура ее конфискует через специальную процедуру. Машина становится собственностью государства. Потом государство решает, оставлять ее для себя или продавать на аукционе", - рассказал начальник дорожной полиции провинции Лукка (Италия) Марко Тангорра.
О конфискации заговорили и в России. Впрочем, это, конечно, вопрос сложный, но любителей нетрезвой езды депутаты предлагают наказывать строже - не только брать штрафы и лишать прав, но и сажать. Причем, 15 суток административного ареста как сейчас, уверен "единоросс" Вячеслав Лысаков, явно недостаточно.
"Если человек два или три раза сел за руль пьяным, то есть его один раз лишили, значит, он второй раз садится, и третий раз садится; я думаю, что со второго, с третьего раза уголовная ответственность более чем напрашивается; и я думаю, что это срок не менее одного года", - говорит заместитель председателя комитета ГД РФ по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.
Ночную погоню за пьяным водителем красноярские полицейские запомнили надолго - под 200 километров в час по городу и со стрельбой. Водителя в итоге задержали. Оказалось, погоня для него – приключение. По дороге даже нашлось время еще выпить. Такие погони в Красноярске не редкость, и штрафы, и лишение прав нарушителей не пугают.
Вопрос об ужесточении ответственности за пьяную езду Госдума рассмотрит ближе к лету, а пока увеличение штрафов ждет только тех, кто неправильно паркуется в Москве - с 1 июля вместо 300 рублей придется платить 3 тысячи. Противники нововведения уже заявили, что неплохо было бы сначала построить стоянки. В мэрии говорят: стоянки будут, но научиться соблюдать уже действующие правила тоже лишним не будет. И не только правила парковки.
Можно сколько угодно говорить о плохих российских дорогах, о проблемах с парковкой или о неправильно установленных кое-где знаках. Это все, конечно, правда, но начинать, говорят эксперты, лучше с себя. И это довольно просто. Ведь не сложно, например, пристегнуться, или моргнуть "аварийкой", если вам уступили дорогу, или самому уступить. Не говоря уже о том, что когда водитель садится за руль пьяным или объезжает пробку по "встречке", к качеству дорог это точно не имеет никакого отношения.