Трагедия под Тюменью: хроника событий
На борту самолёта находились 43 человека. А по плану, с учётом количества проданных билетов, должно было быть 44. Один из пассажиров, по сути, проспал рейс - только вернулся из другой поездки, несколько часов провёл за рулём в плохую погоду и решил отдохнуть. О том, что случилось, узнал от знакомых, которые разбудили его своим звонком.
Самолет ATR-72 потерпел катастрофу вскоре после взлета из тюменского аэропорта "Рощино". Он успел пролететь не больше 5 км. На борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа. О каких-либо неполадках в работе самолета экипаж не сообщил. Очевидцы свидетельствуют, незадолго до падения из двигателей лайнера пошел черный дым. Визуально он находился еще на взлетном режиме, когда начал быстро терять высоту.
"Дым может быть только в одном случае - если загорелся двигатель. И что-то произошло в таком случае столь скоротечное, что не позволило экипажу передать информацию по радио", - говорит председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Образцы топлива, которым заправили самолет перед вылетом, уже изъяты для анализа. При падении лайнер развалился на три части и загорелся. Тем не менее, бортовые самописцы, фиксирующие все параметры полета и действия экипажа, обнаружены и расшифровать их удастся.
"На данный момент приоритетной является версия технической неисправности судна. Кроме того, эту версию подтверждают и действия экипажа, который фактически сразу после взлета развернулся в сторону аэропорта Тюмени", - сообщил официальный представитель СК РФ В. Маркин.
Некоторые подозрения ряда экспертов вызывает конструктивная особенность крыла ATR-72, которая при определенных условиях может способствовать обледенению. Возможно, допускают они, именно этот фактор мог стать роковым для рейса Тюмень-Сургут. Формально техническую исправность лайнера подтверждают плановый техосмотр в Германии в 2010 году и регламентное техобслуживание в Тюмени два месяца назад.
"Кабина пилота сохранилась в хорошем состоянии и сейчас следователи снимают показания приборов. Это поможет также установлению причин аварии. Кроме того, проводятся выемки документации в аэропортах убытия и прибытия воздушного судна. Изымаются записи переговоров экипажа с диспетчерами, также изымается документация в компании "ЮТэйр-инженеринг", которая должна следить за техническим состоянием воздушного судна", - сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Из экипажа - двух летчиков и двух стюардесс - никто не выжил. Командиру судна, 27-летнему Сергею Анцину, во вторник должно было исполниться 28. Его коллега, второй пилот Никита Чехлов, был помолвлен и в скором времени собирался жениться.
"Командир воздушного судна имеет 9500 часов налета, второй пилот - около 2000 часов, проводники: одна – 2000 часов налета, вторая – 700", - сообщил первый заместитель гендиректора авиакомпании "ЮТэйр" Владислав Кривченко.
На борту этого самолета должно было находиться на одного человека больше. Бизнесмен Дмитрий Григорьев из Тюмени билет купил, но накануне так устал за последние дни, что в командировку в Сургут решил не лететь. "Мне позвонили с утра, сказали, что разбился самолет. Включил новости", - рассказал он.
Катастрофа под Тюменью - первая с турбовинтовым региональным лайнером ATR-72 в России и третья - по количеству жертв за всю историю эксплуатации этого франко-итальянского самолета. Две крупнейшие унесли по 68 жизней в 1994 году в Индиане и в 2010 - на Кубе.