80 лет назад в Москве взорвали храм Христа Спасителя
Памятник, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812-го года, был уничтожен по решению тогдашнего руководства страны. Предварительно из храма было вывезено всё ценное. Например, мрамор пошёл на отделку некоторых станций метро. Восстановление храма Христа Спасителя началось в 90-х годах.
Символичный кадр, когда ангелу на шею набрасывают и завязывают петлю. Эти кадры перепечатывались в разных альбомах тысячи раз. Кинооператор Владислав Микоша снял их в тот самый морозный день. Он был единственным, кому удалось запечатлеть разрушение храма. Задание было секретным, сам оператор узнал что, собственно, будет происходить, уже на месте.
"Сказал потом, что был настолько потрясен тем, что происходило, что не мог снимать сначала, потому что они сразу начали валить эти скульптуры, отбойными молотками вгрызаться в итальянский мрамор", - рассказала Джемма Фирсова.
Ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники - давняя российская традиция. Так появились Покровский и Казанский соборы, церкви на Кулишках и на Якиманке. В начале 19 столетия Россия пережила еще одну войну - Отечественную.
"Враг был изгнан за пределы государства. Император Александр Первый издает манифест, где дает обет о строении в Москве церкви во имя Спасителя Христа", - говорит сотрудник Музея истории Москвы Людмила Мухамедова.
Уже после смерти Александра I, его брат Николай выполнит царский обет, повелев возвести храм по проекту архитектора Тона в непосредственной близости от Кремля. Храм изначально строился как центр русского православия, ради него даже изменили непреложному правилу: не возводить церквей выше колокольни Ивана Великого.
Новая власть не сразу взялась за храм. Первые сносы церквей в Москве объясняли необходимостью расширения и выпрямления улиц, решением транспортных проблем. Однако уже в первой половине 1929 года по всей стране закрылось более 400 храмов. Многим стало понятно: храм Христа спасителя обречен.
"Видные архитекторы высказались, что он не представляет художественной и архитектурной ценности", - говорит ключарь храма Христа Спасителя священник Михаил.
Архитектурная ценность была лишь поводом. Храм - символ старой России: православной, буржуазной, купеческой - не мог, не имел права стоять в центре Москвы. На его месте должен был вознестись к небу Дворец советов. Циклопическая башня высотой 415 метров, увенчанная 80-метровой статуей Ильича. 16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается резолюция: "Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение".
Помещения, соответствующего храму Христа Спасителя, в Москве, само собой, не нашлось. С декадным сроком тоже вышла заминка. Собор оказался гораздо крепче, чем думали. Свинцовые спайки не позволяли разобрать или сломать его. Храм решено было взорвать, предварительно изъяв оттуда все ценное. Одного золота с куполов сняли 413 килограмм. К зиме на Москворецкой набережной остался только остов. Под него заложили взрывчатку. 5 декабря 1931 года храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать.
Мрамором из храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейками украсили "Новокузнецкую". Плиты с именами героев Отечественной войны превратили в крошку и посыпали ею дорожки в московских парках. Дворец Советов так и остался проектом. Котлован простоял до 60-х годов. А затем на этом месте был построен плавательный бассейн.
Бассейн довольно быстро пришел в негодность. Уже к концу 80-х сооружение имело довольно жалкий вид, и купание в нем прекратили. А в 90-х развернулась кампания по сбору средств на восстановление храма Христа Спасителя. В архивах отыскались даже чертежи, по которым работал архитектор Тон.
До начала 20 века Храм Христа спасителя считался не то что большим, просто огромным. Говорили даже, что храм нарушает уютный архитектурный облик центра Москвы, сравнивая его с этаким самоваром посреди стола, за которым чаевничает какой-нибудь замоскворецкий купец. На фоне Москвы сегодняшней он смотрится, конечно, скромнее. При этом не утратив былой величественности: он по-прежнему остается главным храмом страны.
До сих пор ведутся споры о достоверности облика храма, о вписанности его в ландшафт. Однако это мало заботит людей, идущих сюда на Пасху и Рождество - потомков тех, кто строил храм, разрушал его, и строил вновь.