85 лет назад у немого кино появился голос
Юбилей предмета, который наполнил звуками мир тишины. Речь идет о - тагефоне. Сейчас это название большинству из нас ничего не говорит. Но 85 лет назад это уникальное изобретение изменило жизнь миллионов людей.
Тагефон. Предмет со странным названием искать среди музейных экспонатов бесполезно. Фотографии и чертежи - это все, что от него осталось. Ученые говорят: чудо человеческой мысли, которое незаслуженно забыто. Несмотря на то, что по его принципу камеры работают до сих пор. А тогда в 20-х годах прошлого века с помощью тагефона отечественное немое кино стало звуковым. Советские газеты тех лет так и писали: "Великий немой заговорил".
"Звуковая дорожка - всего два миллиметра. А пленка - широкая. И нужно было разместить здесь фонограмму и записать, так что они сделали, конечно, рывок вперед", - считает киновед Николай Майоров.
Звук и изображение жить одной жизнью заставил русский физик Павел Тагер. Но официально первыми с разницей буквально в несколько месяцев это сделали ученые из Западной Европы. На создание тагефона ушли годы испытаний и километры пленки. Изобретение тестировали прямо на улицах. Тысячи москвичей и не догадывались, что они участники эксперимента. Лаборатория на колесах записывала звуки большого города на площадях, в скверах, даже на заводах. Все, что сняли, отсматривали и отслушивали. Качество резало слух. Прибор дорабатывали.
"Первый звук, если слушать ранние звуковые фильмы, он такой глухой, словно что-то фонит. Со временем это сгладилось. То есть удавалось записывать разные тона", - рассказывает старший научный сотрудник Политехнического музея Татьяна Камолова.
В конце 20-х тагефон стал неотъемлемым атрибутом съемочной площадки. Первая картина, на которой его использовали, фильм о беспризорниках "Путевка в жизнь. Надпись на афише - "первый звуковой" - беспроигрышный ход советских пиарщиков. Билеты на премьеру было не достать.
В 20-х годах прошлого века в нашей стране не было никаких сетей кинотеатров. Предприятия и организации сами закупали аппаратуру, арендовали помещения и показывали в них фильмы или для своих сотрудников, или для широкой аудитории. В Большом зале Московской консерватории тоже крутили кино. Кинотеатр назывался "Колосс". На стенах висели репродукторы, а сверху сцены опускался кусок белой материи. В таких условиях и прошла премьера первой звуковой картины. Зал был полон - 1700 человек. И все они пришли не столько смотреть, сколько слушать кино.
Фильм "Путевка в жизнь" в тот год получил премию Венецианского кинофестиваля. А Павел Тагер благодарность, причем совершенно неожиданную для себя. Тогдашний председатель госплана Валериан Куйбышев сказал ему спасибо за то, что своим изобретением ученый сэкономил 2,5 миллиона золотых рублей. Ведь Стране Советов больше не нужно было покупать иностранную аппаратуру и патенты. Правда, немного позже расходы на кинематограф все-таки пришлось увеличивать, поскольку появление звука наделало много шума во всей киноиндустрии.
"Камеры тарахтели, как трактора, и на пленке это было жутко. Первые камеры закрывали черти чем - и телогрейками и одеялами, чтобы закрыть камеру и изолировать от этого грохота. Нужно было разрабатывать новую систему осветительных приборов, они гремели и нужно было создавать беззвучные", - объясняет киновед Николай Майоров.
Но были и те, кто возненавидел Павла Тагера за то, что тот сделал.
"Своим изобретением он поставил крест на карьере десятков русских актеров. Это была общемировая тенденция. У звезд немого кино, игра в фильмах звуковых не ладилась. И им на смену пришли другие, которые смогли найти общий язык с прогрессом.
ане не было никаких сетей кинотеатров. Предприятия и организации сами закупали аппаратуру, арендовали помещения и показывали в них фильмы или для своих сотрудников, или для широкой аудитории. В Большом зале Московской консерватории тоже крутили кино. Кинотеатр назывался "Колосс". На стенах висели репродукторы, а сверху сцены опускался кусок белой материи. В таких условиях и прошла премьера первой звуковой картины. Зал был полон - 1700 человек. И все они пришли не столько смотреть, сколько слушать кино.Фильм "Путевка в жизнь" в тот год получил премию Венецианского кинофестиваля. А Павел Тагер благодарность, причем совершенно неожиданную для себя. Тогдашний председатель госплана Валериан Куйбышев сказал ему спасибо за то, что своим изобретением ученый сэкономил 2,5 миллиона золотых рублей. Ведь Стране Советов больше не нужно было покупать иностранную аппаратуру и патенты. Правда, немного позже расходы на кинематограф все-таки пришлось увеличивать, поскольку появление звука наделало много шума во всей киноиндустрии.
"Камеры тарахтели, как трактора, и на пленке это было жутко. Первые камеры закрывали черти чем - и телогрейками и одеялами, чтобы закрыть камеру и изолировать от этого грохота. Нужно было разрабатывать новую систему осветительных приборов, они гремели и нужно было создавать беззвучные", - объясняет киновед Николай Майоров.
Но были и те, кто возненавидел Павла Тагера за то, что тот сделал.
"Своим изобретением он поставил крест на карьере десятков русских актеров. Это была общемировая тенденция. У звезд немого кино, игра в фильмах звуковых не ладилась. И им на смену пришли другие, которые смогли найти общий язык с прогрессом.