На сцене Большого театра состоится первая премьера после масштабной реконструкции
Герой древнерусских былин в костюме от кутюр и княжеская дочь - грациозная кокетка. Премьера Большого театра обещает удивить даже искушенную публику. Опера "Руслан и Людмила" - смелый эксперимент, который, как надеются постановщики, понравится и любителям новизны, и сторонникам классической подачи.
Одна из первых репетиций оперы "Руслан и Людмила". Тогда артисты еще не знали, что 2 месяца будут работать без выходных по 10 часов в день в экстримальных условиях. Они пели, а вокруг что-то красили и пилили. Но это никого не смущало. Все знали - открывать серию премьер на исторической сцене Большого театра - большая честь.
"В какой-нибудь Германии солисты давно бы сказали, что у нас есть 6 часов работы и после этого мы должны закончить, потом у нас выходной и так далее. Я никого не принуждаю и никто не ропщет. Все хотят, что называется, взять быка за рога. У всех какой-то драйв", - говорит режиссер оперы "Руслан и Людмила" Дмитрий Черняков.
У режиссера драйв особый. Дмитрий Черняков - известный нарушитель оперных традиций, чем не раз шокировал публику. Остановив свой выбор на "Руслане и Людмиле", может позволить фантазии разгуляться вдоволь. Эта опера Михаила Глинки крайне сложная для исполнения, ставится редко и как таковых традиций почти не имеет. Даже для нашей публики ее вместе с обновленной сценой Большого нужно заново открывать.
Оперу "Руслан и Людмила" Дмитрий Черняков поставит в двух частях, одна из них историческая. Костюм Руслана - в традиционном русском стиле из белого бархата с жемчужной отделкой. Во второй части главный герой появится в пиджаке и брюках, купленных в модном бутике.
Любители джинсов и кроссовок на героях классических произведений останутся довольны. Как и те, кто хотел, чтобы историческую сцену открывала опера а-ля-рюс. Поэтому в мастерской Большого театра - сплошные меха, жемчуга и кокошники. К такой тонкой ручной работе здесь привыкли, но на этот раз пришлось с головой погрузиться в исторический материал.
Ведь вдохновил художников по костюмам бал-маскарад императорской России. В феврале 1903 года в Зимнем дворце собралась вся знать начала XX века, переодетая в родовитых особ допетровского времени. Очевидцев тогда впечатлила красота старинных национальных костюмов и фамильных драгоценностей. "Руслан и Людмила" Дмитрия Черникова - это история о большой любви. А в ней есть все: соблазны, которые на каждом шагу, и испытания, совершенно неожиданно врывающиеся в жизнь героев. Душераздирающая история, говорят артисты.
"Там, слава богу, счастливый конец, но это, как такой хороший американский триллер, пока до конца ты доживешь, кто-то капает себе валокардин. Черникову удалось, мне кажется, сделать именно такой вариант этой истории, что он никого равнодушным оставить не может", - считает солист Мариинского театра Михаил Петренко.
Исполнитель роли Руслана появляется в опере в новом для себя образе. Он, молодой бас, уже привык к партиям злодеев и священников. И роль пылкого любовника, психологические грани которой оттачивает Черников, просто подарок. Для исполнительницы роли Людмилы такое амплуа - тоже в новинку.
"Я никогда не играла столь грациозной кокетки, поскольку я все время умираю на сцене, в Метрополитан, в Ла Скала, в других театрах, в Венской опере, а здесь меня увидят в неком ином качестве", - говорит Альбина Шагимуратова.
На этот раз режиссер-экспериментатор нашел идейного соратника в дирижере. Владимир Юровский - потомственный музыкант. Он молод, но уже признан во всем мире.
"Тот род оперного дирижирования, которым я занимаюсь, его можно тоже наверное назвать авторским, по крайней мере, он не класссический традиционный, и я думаю, что на слиянии этих двух подходов может родиться очень интересный и очень созвучный нашему времени спектакль", - считает дирижер оперы "Руслан и Людмила" Владимир Юровский.
Как он зазвучит, зрители услышат уже сегодня. По словам дирижера, партитура Глинки - как лакмусовая бумага. На ней сразу же проявляются любые акустические изъяны. Поэтому все должно быть безупречно. "Руслан и Людмила" в отличие от большинства русских опер с трагическим концом имеет хэппи-энд. И как нельзя лучше подходит для такого торжественного случая.