Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
27 октября 2011, 21:23

Легендарный бомбардировщик времен Великой Отечественной снова встал на крыло

Самолет У-2 собрали энтузиасты из Самары. На поиск деталей ушли годы. В итоге получилась точная копия небесного тихохода - именно на этих бипланах летали "ночные ведьмы" - так фашисты называли советских летчиц. Бомбардировщик, собранный в Самаре, не станет музейным экспонатом - пилоты получили сертификат летной годности, а значит - дорога в небо открыта.

Затея многим поначалу казалась неосуществимой. Знаменитый У-2 - самолет, давший путевку в небо тысячам советских летчиков, как только не называли – "небесный тихоход", "кукурузник", "летающая парта". Это один из самых долговечных самолетов в мире. Биплан серийно выпускали на протяжении 35 лет. Чтобы оказаться за штурвалом самолета своей мечты, самарские авиаторы-энтузиасты трудились 6 лет.

"На самом деле самолет-то деревянный, и ткань и все дерево за столько лет пришли в негодность, и многие стальные детали тоже. Мы нашли этот фюзеляж на огороде, хорошо, что спасся, что его не сожгли, не подавили", - рассказывает пилот-инструктор Евгений Смирнов. 

Конструкцию воссоздавали по чертежам. Оригинальные, родные детали У-2 собирали, без преувеличения, по всей стране. Запчасти выискивали там, где когда-то базировались летные училища. Воздушный винт - в Бугуруслане, в Красном Куте - муфты шасси. В Сургуте - подарили двигатель. Фюзеляж, крылья самолета - все, что из дерева - пришлось делать самим.

"Мы применили сушеную древесину, лучшего качества, я лично ее отбирал, на лесобазах, в мебельных мастерских, по ГОСТу авиадревесины", - рассказывает Евгений Смирнов.

Мало кто мог представить, что мирный учебный самолет из фанеры в годы Великой Отечественной войны станет для гитлеровцев костью в горле. Именно на У-2 70 авиаполков в любую погоду, в любое время суток бомбили, перевозили раненых и грузы, летали на разведку и к партизанам.

За этот характерный только для У-2 звук, солдаты вермахта называли самолет кофемолкой и даже швейной машинкой. 

Знаменитые "ночные ведьмы" - так их прозвали немцы. Целый авиаполк бомбардировщиков был полностью скомплектован из женщин. Прорываясь на низкой высоте к железнодорожным узлам, штабам и переправам, они вдребезги разносили стратегические объекты. Наносимый ночными бомбежками ущерб заставил Гитлера сформировать целую эскадрилью из немецких асов. За каждый сбитый женский экипаж немецкие летчики получали одну из высших наград вермахта - железный крест.

"Любой вылет – подвиг, однозначно, тем более, когда висели тут эти бомбочки. Я честно говоря, мало представляю, как 18-летние девчонки да еще ночью могли что-то делать, это за пределами как-то здравого смысла", - говорит инженер-испытатель летательных аппаратов Владимир Пташинский.

Очень важно, говорят авиаторы, восстановить еще и боевую историю этого самолета. Предстоит большая кропотливая работа в архивах.

"Когда мы нашли фюзеляж, очистили маслобак, обнаружили на нем заводской номер - 307, производство завода 387, это ныне Казанский вертолетный завод", - рассказывает пилот-инструктор Евгений Смирнов.

Раритетный самолет пилоты зарегистрировали, и даже получили сертификат летной годности. Уже 7 ноября этот биплан и еще один, отреставрированный недавно в Новосибирске, единственный в мире летающий штурмовик Ил-2 станут украшением военного парада памяти в Самаре.

Читайте также: