В Белоруссии осудили мужчину, который выдавал себя за детектива
Он разместил объявление в интернете и предлагал гражданам услуги частного сыска. Все дело в том, что в Белоруссии эта деятельность находится под запретом. А в нашей стране частные детективы разрешены и могут получить лицензию. Однако на деле они сталкиваются с многочисленными юридическими препятствиями. Заказчиков, как правило, совершенно не интересует законность методов - важен только результат. Поэтому сыщикам приходится преступать закон.
Строго говоря, законность любой детективной деятельности в России сегодня под вопросом из-за юридического парадокса. Дело в том, что основной инструмент сыщика - наружное наблюдение или попросту - слежка за гражданином - может осуществляться не иначе как с его персонального согласия, причем письменного. Но суровость законов, как водится, умеряется их неисполнением. А потому следят на улице и дома, с согласием и без него.
Скользкие методы работы сыщиков нередко оборачиваются головной болью не только для объекта слежки, но и для самого заказчика. Константин начинал свой бизнес вместе с приятелем. Поначалу все шло хорошо, фирма встала на ноги, появилась серьезная прибыль. Но с какого-то момента компаньон стал вести себя странно. "В последнее время начались какие-то непонятные звонки, его отсутствие регулярное, командировки, то есть я не понимал, что происходит", - рассказывает предприниматель Константин.
Константин заподозрил: партнер обманывает его. Чтобы узнать наверняка, обратился к частным детективам, поручив им узнать, чем вызвано странное поведение компаньона. Опасения не подтвердились. Однако случилось непредвиденное: приятель вычислил сыщиков и пообещал обратиться в милицию, если те не назовут заказчика.
В школах частных детективов действует правило: первым делом слушателей обучают юридическим основам ремесла, рассказывают, что делать можно, а чего ни в коем случае нельзя. Но, едва получив диплом, многие забывают именно эту, самую важную часть. "Прослушивают разговоры, сканируют информацию и технические каналы связи. Но эти лица не детективы, а просто доморощенные преступники по законодательству. Они оказывают такие услуги на черном рынке. Но ни один детектив на это не идет", - говорит председатель научно-педагогического совета школы подготовки частных детективов Александр Колясинский.
Светлана занимается частным сыском уже много лет. Говорит, можно и задачу выполнить, и закон не нарушить. Например, каждый гражданин имеет право установить на машину видеорегистратор и в рамках гарантированной свободы передвижения следовать любым маршрутом. А то, что впереди постоянно маячит другой автомобиль, это просто случайность.
Объект выходит из машины буквально на минуту, даже не закрыв ее, - критическая ошибка. Через несколько секунд под сиденьем уже лежит пишущий жучок-закладка. А детектив снова дышит в спину. "Огонек горит, видеосъемка идет. Мы идем снимаем объект. У нас в руках просто брелочек от машины, это ни у кого не вызывает никакого подозрения", - рассказывает частный детектив Светлана.
"Нормальный практикующий детектив, который дорожит своей репутацией, своей честью, своей свободой, в конце концов, никогда не будет делать то, что делают вот эти нелегальные детективы", - уверен руководитель детективного агентства Олег Пытов.
Впрочем, грань между легальностью и нелегальностью здесь бывает очень зыбкой. Заказчиков, как правило, совершенно не интересует законность методов. Им нужен результат. Поэтому как такового черного и белого рынка детективных агентств попросту не существует. "За первое полугодие 2011 года нами проведено 84 проверки деятельности частных детективов, по результатам которых у 73 частных детективов отозваны лицензии", - рассказывает заместитель начальника управления ГУ охраны общественного порядка МВД России Дмитрий Лазарев.
Причину понять несложно: сыщик, который действует сугубо в рамках закона, попросту останется без клиентуры. Поскольку заказчик готов платить именно за нарушение закона. А если услуга востребована, всегда найдутся те, кто ее окажет.