Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
9 октября 2011, 21:00

Что должно измениться в системе образования, чтобы профессия учителя вновь стала престижной

На этой неделе в России отметили день учителя. В стране сейчас работает более миллиона преподавателей, от которых в конечном итоге зависит будущее наших детей и значит и будущее страны. За последние 20 лет в России учителя пережили и хроническое недофинансирование, и поспешные реформы, однако нельзя не заметить, что сегодня к энтузиазму профессионалов с помощью государства добавлены и новые технологические средства, и новые условия для обучения.

Для показательного урока в московском лицее №1520 сельский учитель биологии Алексей Овчинников специально не готовился. И о сложном строении клетки рассказал на простых примерах из жизни. "Когда я приехал в Москву, спустился в подземку и увидел там схему метро. Взглянув на нее, я понял, что она является как раз аналогом эндоплазматической сети", - объясняет Алексей Овчинников.

На уроках Овчинникова все на что-то похоже. Биологию он преподает уже 16 лет. И все эти годы в одной и той же школе села Теплое Липецкой области. В этом году он стал участником Всероссийского конкурса "Учитель года". Эта церемония состоялась 5-го октября, в Международный день учителя. И по традиции с профессиональным праздником педагогов поздравил Президент.

"День учителя – о нём знают все, потому что все учились в школе и почти все были или являются родителями, дети которых учатся в школе, - сказал Дмитрий Медведев. - Для меня удивительно, что этот праздник в нашей стране празднует 14 миллионов человек. Кто эти 14 миллионов человек? Это, во-первых, десятая часть нашей страны, а во-вторых, это, конечно, все ученики и все учителя. Это на самом деле всенародный праздник".

Но, несмотря на праздник, во время встречи Дмитрия Медведева с участниками конкурса в основном говорили о проблемах, которых в образовании ещё достаточно.

Учителя средней школы №3 города Глазов сентябрьской зарплаты ждали с нетерпением. 30-процентная прибавка существенно меняла их доход. Но новые зарплаты стали для всех полной неожиданностью. Учитель английского Наталья Трефилова даже получила меньше обычного, на пятьсот с лишним рублей.

"На руки с учетом вычетов получается 6300", - сказала учитель английского языка Наталья Трефилова.

Такие истории, к сожалению, не единичны. Хотя с 1 сентября 30-процентное увеличение должно было коснуться всех учителей без исключения. Министерству образования уже поручено провести селекторное совещание с регионами и в кротчайшие сроки решить проблему. Президент пояснил, что помимо 30-процентного увеличения, добавить должны и местные власти, дотянув размер учительской зарплаты до средней по региону.

"Почти в половине регионов решение, которое было принято о доведении зарплаты учителя до среднерегиональной, уже исполнено. По-моему, как раз в 38 такое решение будет исполнено в течение ближайшего года, - заявил Президент. - Учительский труд особый, он очень сложный, и за него мало платят во всём мире. Я имею в виду, меньше по отношению, например, к зарплате в бизнесе или зарплате юриста, но в то же время всё равно очень многие люди работают учителями, потому что это призвание. Но нужно было сделать так, чтобы эта зарплата была сопоставима со среднерегиональной. Сейчас мы почти этого уже добились. В следующем году, когда встретимся, уверен, всё будет нормально".

Государство, пояснил Дмитрий Медведев, будет добиваться и решения другой, не менее важной школьной проблемы. Образования на селе, где также нужно учить детей, но зачастую некому.

Для директора сельской школы Ирины Борисовой каждый педагог - на особом счету. Их у нее и так не хватает. Директор ездила и в район, и в область, чтобы пригласить молодых специалистов. Но, кроме зарплаты, предложить нечего. Да и ей не заманишь. Как сказала директор Новозыковской средней школы Ирина Борисова, у педагога, только после вуза и имеющего нагрузку 18-20 часов, заработная плата - в пределах -6-7 тысяч.

Как быть в этой ситуации Президента спросил победитель конкурса Алексей Овчинников. Ведь в его сельской школе - те же проблемы. Он сам, несмотря на стаж в 16 лет, до сих пор - молодой специалист, потому что младше никого нет.

"Как быть вот с молодыми педагогами, которые приходят в школу с институтской скамьи?", - спросил Алексей Овчинников.

"А на селе когда приходит молодой специалист, – и я всегда этой позиции придерживался – нужно сделать так, чтобы и региональные руководители, и работодатель, и, например, местное наиболее крупное предприятие постарались предоставить молодому специалисту, а это учителя и врачи, квартиру сразу же: как минимум вначале служебную, а потом с перспективой выкупа её или же приобретения её на каких-то льготных началах", - ответил Дмитрий Медведев.

Именно так поступили в селе Холмогоры Архангельской области. Здесь при содействии региональной власти и партии "Единая Россия" началось строительство дома для педагогов, которое закончится в середине следующего года. Пока здесь сделан только фундамент, но учитель Елена Головина и еще несколько педагогов уже получили денежные сертификаты на приобретение квартир в этом доме.

"Я получила сертификат на 819 тысяч. И надеюсь приобрести двухкомнатную квартиру", - рассказала учитель русского языка и литературы Елена Головина.

Модернизация образования, говорили на встречи с Президентом, это не только решение жилищных вопросов учителей, но и приобретение современного оборудования, и ремонт школ, на который тоже нужно выделять деньги.

Чтобы увидеть рост кристаллов, гадчинская школа №9 получила самое современное оборудование. И сейчас это одно из немногих учебных заведений в Ленинградской области, на базе которого работает настоящий научный центр. Но само здание школы тоже требует обновления. Из-за износа протекает крыша. Ремонт её начали в этом году. Но отремонтировали только 500 метров. Сделать полностью у муниципалитета денег не хватило, о чем Президенту и рассказала учитель гатчинской школы Татьяна Юрко: "Поставлено нанооборудование, а крыша течет".

"Нельзя допускать таких разрывов, когда стоит нанооборудование и в то же время крыша течёт. Это просто неправильно. Именно поэтому, кстати, в этом году, если я не ошибаюсь, у нас порядка 20 с лишним миллиардов рублей выделено именно на совершенствование инфраструктуры школ, - сказал Президент. - Конечно, обязательно нужно вкладывать в это дело деньги. Но делать это не за счёт федеральных ресурсов, а за счёт региональных ресурсов. Но всё-таки основное бремя общего образования всё равно всегда будет за государством. И не потому, что государство такое богатое, а просто потому, что так мир устроен".

Та же Татьяна Юрко затронула еще одну насущную проблему. Она рассказала, что на пенсию учителя прожить сложно, поэтому приходится учить и дальше.

"Я уже получаю льготную пенсию, потому что у меня уже стаж 27 лет работы в школе. Она составляет 6900. Хотелось бы, чтобы социальная защищенность учителя была выше", - сказала учительница русского языка и литературы Татьяна Юрко.

"Я могу только одно сказать, Татьяна Болеславовна: пенсии у нас действительно небольшие, в то же время эти пенсии довольно серьёзным образом отличаются от пенсий, скажем, 5–7-летней давности. Будем увеличивать пенсии. Но будет это происходить, конечно, не одномоментно, а с учётом общей экономической ситуации", - сказал глава государства.

Татьяна Юрко: "Но перспектива есть?". "Конечно, есть", - ответил Д. Медведев. Перспективы, объяснил Президент, есть у всего образования в России. Деньги на его развитие выделяются значительные. Бюджет, который не сокращали даже в период кризиса, сейчас составляет два триллиона сорок миллиардов рублей. И если будет необходимо, эту цифру могут увеличить. Поскольку без серьёзных вложений в образование сейчас уже сложно рассчитывать на большие достижения в будущем.

Читайте также: