25 лет назад погибла атомная подводная лодка К-219
Тогда благодаря мужеству наших моряков мир избежал ядерной катастрофы, которая могла бы сравниться с Чернобылем. Сегодня те, кто выжил в той аварии, вспоминают подвиг своих товарищей, которые не вернулись домой.
Тот поход, 13-й по счету, должен был стать для атомного подводного ракетоносца К-219 последним. После возвращения на базу в Гаджиево лодка никогда бы уже не вышла на боевое дежурство. Но 3 октября в Атлантике произошло непредвиденное: взорвалась одна из шестнадцати ее ракет.
При взрыве погибли трое подводников. На борту начался пожар. Командир дал приказ всплывать. Нужно было срочно заглушить ядерный реактор, а для этого - опустить компенсирующие решетки в реакторном отсеке.
"Так как не было электричества, решетки опускались вручную. Этим занимались специалисты спецтрюмные во главе с командиром группы, старшим лейтенантом Беликовым", - вспоминает Игорь Британов - в 1986 году капитан 2 ранга, командир АПЛ К-219.
"Там вообще-то жарковато было, мягко говоря. Одну решетку опустил я, потом две решетки мы опустили вместе с Премининым", - говорит Николай Беликов - в 1986 году старший лейтенант, командир спецтрюмной группы АПЛ К-219.
"И когда были опущены три решетки и наполовину четвертая, люди вышли, потому что устали, командир группы, офицер Беликов, потерял сознание от усталости, от перегрева. И тогда Сергей Преминин сказал, и в этом его подвиг: я один пойду, я сам справлюсь", - рассказывает Геннадий Капитульский - в 1986 году капитан 3 ранга, командир дивизиона движения АПЛ К-219.
Преминину удалось опустить последнюю решетку, но выйти из отсека обратно, к своим, он не смог: в реакторном повысилось давление, и открыть переборку, а попросту, дверь, было невозможно. Тогда ее попытались отжать с другой стороны.
"И ее, действительно, смогли отжать, но оттуда повалил бурый дым, то есть отсек был задымлен газами ракетного топлива и окислителя", - рассказал Геннадий Капитульский.
"Мы пытались его вытащить, хотели выровнять давление между отсеками. Но перепад огромный, а щелочка маленькая, и оттуда черный дым валил", - вспоминает Игорь Британов.
Так, ценой жизни, матрос Сергей Преминин предотвратил возможную ядерную реакцию на борту субмарины. В свои последние минуты он не знал, конечно, что об инциденте в Саргассовом море, в нескольких сотнях миль от побережья США, генеральный секретарь Горбачев уже сообщил президенту Рейгану, и это стало, по сути, первым после периода холодной войны реальным фактом новых отношений между СССР и Соединенными Штатами. Американцы настолько прониклись подвигом советских моряков, что через десять лет сняли художественный фильм о событиях октября 1986 года.
Команда перешла на советский гражданский корабль. На лодке остался один командир. Британов спрыгнул в спасательный плотик только когда лодка почти уже погрузилась в воду. Через час его подняли на борт корабля.
Матросу Сергею Преминину, возможно, спасшему мир от новой ядерной катастрофы через полгода после Чернобыля, звание Героя России было присвоено только в конце 90-х. Он так и остался лежать на дне Саргассова моря в реакторном отсеке подводной лодки К-219, для которой 13-й поход должен был стать последним.