Телесные наказания детей: за и против
Стоит ли доказывать свою правоту ребенку силой? Эту проблему обсудили с директором Центра психолого-медико-социального сопровождения Евгением Цымбалом и протоиреем Русской Православной Церкви Димитрием Смирновым.
Применение телесных наказаний при воспитании детей – это "свидетельство слабости воспитателя и неумения найти подход к конкретному ребенку", утверждает директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Евгений Цымбал. Телесные наказания не помогают в воспитании ребенка, уверен психолог - дети просто учатся врать и делать так, чтобы родители не догадались о проступке. Задача воспитателя - чтобы у ребенка появился "внутренний протест против совершения дурного поступка". И изменить его поведение "может только стыд".
Кроме того, превращать наказание "в расчетливую кару", как принято в некоторых семьях, когда "в течение недели выставляются некие штрафные баллы, а в конце недели происходит показательная порка, абсолютно недопустимо", заявил Евгений Иосифович. Он отметил, что "агрессия может породить только взаимную агрессию и ничего другого". Если родитель сделает что-то сгоряча, ребенок скорее сможет его простить, чем когда он "наказывает расчетливо".
Зачастую телесные наказания применяются родителями не "для воспитания ребенка", а просто чтобы "дать выход своим эмоциям", отметил психолог. Он посоветовал родителям прежде, чем наказывать ребенка, "задуматься, для чего он это делает", "сдержать первый порыв". "Если родителю удастся сдержаться, не дать выхода этим негативным эмоциям, это позволит ему обойтись без порки и других телесных наказаний", - заключил он.
В свою очередь, протоирей Русской Православной Церкви Димитрий Смирнов допускает телесные наказания, но только "в отношении мальчиков от 9 до 12 лет". Причем "это может осуществлять только родитель, не чаще, чем 1 раз в год" и только в крайних случаях. Священник привел пример проступка, когда телесное наказание возможно. Если сын "решил поджечь автомобиль соседа около подъезда", в этом случае отец должен сказать ему: "Ты меня очень огорчил, этого делать нельзя, это преступление". Сыну нужно "дать ремня", а потом утешить и сказать: "Больше так не делай, а то еще получишь ремня". Все это нужно делать "без злобы, без раздражения, без гнева - как вынужденная наука", подчеркнул протоирей. Он также выразил уверенность, что "бить девочек нельзя вообще никогда". Нельзя также допускать, "чтобы опекун бил сироту", это возможно "только в связке отец – сын".
Нужно отметить, сказал протоирей РПЦ Димитрий Смирнов, что телесное наказание эффективно только как "разовая мера". Если ребенок повторяет совершать проступки, значит, эта мера "неэффективна, и нужно искать другие пути". К этому же, есть дети, к которым вообще нельзя применять телесные наказания, добавил он.
Протоирей посоветовал родителям ни в коем случае не наказывать ребенка "сгоряча". "В гневе, в злобе, в раздражении нельзя осуществлять педагогический процесс, - сказал он. - В гневе человек не сотворит правды божией - он может превысить силу удара и навредить". Сначала нужно успокоиться и подумать. Можно помолиться или выпить полстакана святой воды, предложил священник.
В заключение отец Димитрий выразил свое мнение по поводу случившегося в детском саду Майкопа. Он сказал, что педагога, который "теряет контроль, нужно дисквалифицировать не на 5 лет, а на всю жизнь".
В Майкопе воспитателя одного из детских садов обвиняют в насилии над детьми. По данным следствия, женщина укладывала детей спать с помощью палки. В прокуратуре расценили такие методы воспитания как преступление и возбудили уголовное дело.