Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
17 сентября 2011, 10:10

На фестивале во Франции роман Толстого читали круглосуточно

Почувствуй себя русским - пожалуй, такой девиз как нельзя лучше подходит для фестиваля, который прошел в городе Анже на западе Франции. Зрелище необычное: со сцены, установленной прямо под открытым небом, местные жители вслух читали Толстого. Для полноты образа некоторые делали это в шапках-ушанках и варежках.

Над набережной, замком, готическим собором, сонными мансардами и пустыми кафе эхом разносится Толстой. Читает месье Бернадет. Его очередь. Все зрители, кроме жены, дома, в уютных кроватях, а он промозглым ранним утром стойко несет вахту любви к русскому классику.

Свой отрывок Полин несколько дней репетировала вслух дома. До фестиваля миловидная сотрудница рекламной компании на "Войну и мир" не решалась. Слишком большая книга. Вот поэтому Толстой так похож на Гюго, считает Полин: они оба писали хорошо, но много.

Сравнивать себя с другими - правило фестиваля. На три дня Анже - столица мира. В этом году - мира восточного. Берут самое вкусное. Безапелляционное "мэйд ин Тайван" площадь делает игрушечной, в китайском квартале на средневековой улочке от праздника не сбежать. Просто некуда. Но самый интересный восток для французов - русский. Не в плакатах - в деталях. К примеру, книги, которыми здесь украшают витрины. От такой любви к кириллице фестиваль назвали "Окрошка". Хотя по компонентам это, скорее, солянка.

Три сотни металлических колец пытаются скатиться по соборной площади. Энергия движения, которую поставили на паузу. Кажется, замер даже воздух. Никакого подтекста - просто любовь к Эйзенштейну. По задумке немецкого художника, это кадр из фильма "Броненосец Потемкин" и знаменитая лестница. Вот так русская культура буквально окутала средневековый Анже.

Или укутала. Мэр города, гордый от обладания собственной шапкой-ушанкой, прочел первую строку на фестивале - название романа: "Мир и война" или "Война и мир" - как там правильно, я забыл, да и не важно - гораздо интереснее, что внутри этой книги".

Узнать что там внутри некоторым страшно, потому что много, считают организаторы фестиваля. Вместе читать было легче. Двое суток, две сотни добровольцев. На трибуне как будто перепись населения Анже: школьные учителя, рок-музыканты, врачи, фермеры, виноделы. У этих французов общее - любовь к Толстому.

Столпотворения у сцены нет, но те, кто проходит, слушают внимательно. Чтец сидит в березках - они настоящие и в воссозданном интерьере. На столе - три тома эпопеи. Это не оговорка: на французском "Война и мир" поместилась в три книги, а не в четыре. И стакан воды - на всякий случай: нужно прочитать 10 страниц с выражением. Это первое условия участия в мероприятии. Второе - нужно выглядеть как русский, или почти как русский.

Глубокий смысл в эпопее ищет каждый француз. Только, кажется, что толстовский "сатана Наполеон" звучит обидно. В романе описано начало конца великой империи, эпохи национального героя. На наших страницах для них – ответ на вопрос почему. "Это судьба, никто не виноват. Книга учит подходить к этому философски, ну и очень интересно читать описание баталий", - делится мыслями один из чтецов.

В шапках, варежках, некоторые в лыжных ботинках. На улице плюс 20, но жители Анже укутываются в шерсть. Под занавес, как будто в награду, пошел снег. И пусть не настоящий. Зато каждый смог почувствовать себя хоть немного русским.

Читайте также: