Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
14 сентября 2011, 10:15

Российские вузы начали переход на «болонскую систему»

"Болонская система" используется  почти в 50 странах и облегчает трудоустройство выпускников, так как позволяет легко определить их уровень подготовки. Впрочем, новые правила не затронут специальности, где требуются фундаментальные знания - это касается, например, врачей.

Родители хотели, чтобы она стала инженером-землеустроителем. Но вот сама Алина решила: кадастры, экспертизы и работа с бумагами ей не по душе. "Курсе на третьем пришло понимание, что, конечно, можно будет работать, но, скорее всего, это будет какой-то рабочий момент, но не как душевный позыв", - говорит студентка Алина Абдрахманова.

Окончив год назад аграрный университет с дипломом бакалавра-землеустроителя, Алина решила идти в педагогический на "воспитательную работу с молодежью". Чтобы не получать второе высшее, поступила в магистратуру. Оба ее вуза работают по так называемой болонской системе и сертификаты в приложении к диплому понятны любому педагогу не только в России, но и за рубежом.

"Перечислены абсолютно все учебные курсы и по каждому курсу количество кредитов, которые показывают, сколько времени студент потратил на освоение данной образовательной программы", - поясняет профессор кафедры педагогики РГПУ им. Герцена Елена Пискунова.

За 2 года Алина должна освоить лишь то, чему не училась раньше.  "Магистратура сейчас играет роль латателя дыр, в частности, потому что человек может получить именно то, что он хочет в итоге", - говорит студентка Алина Абдрахманова.

Еще один плюс для студента - это возможность более свободно распоряжаться своим временем. Вместо многочасового сидения на лекциях всю необходимую информацию теперь можно получить из интернета. Педагог - уже давно не единственный источник знаний, но в болонской системе у него роль, скорее, наставника, который объяснит непонятное и поможет с выбором будущей профессии.

Перспективная, как казалось при поступлении, профессия, всего через 4 года может оказаться никому не нужной. Чтобы свежеиспеченный бакалавр с дипломом о высшем образовании не остался безработным, вместе с преподавателем он просто вынужден следить за изменениями на рынке труда. И если запросы работодателя изменились, то и учебную программу тоже надо менять.

"В старой системе через 5 лет вы могли изменить программу. Только через 5 лет внести что-то новое. Сейчас вы можете каждый год вносить что-то новое, в зависимости от того, как будет меняться рынок труда. Особенно в крупных городах. Но для этого надо понимать, кто нужен стране", - говорит заместитель директора Департамента профессионального образования Министерства образования и науки России Николай Михайлов.

По окончании бакалавриата выпускник готов к работе по выбранному направлению. А если есть желание учиться дальше, нужно выдержать конкурс в магистратуру. Причем, наравне с бакалаврами документы туда могут подавать и специалисты, то есть те, кто окончил вуз еще до введения уровневой системы. Бюджетных мест в магистратуре меньше, чем в бакалавриате, но и соискателей меньше. А вот что касается платного обучения - стоимость в магистратуре, как правило, выше.

"Там более интенсивное обучение, группа меньше, преподавателей больше и больше практики. Приходят люди и с производства, если это по международным экономическим отношениям. Приходят люди из бизнеса и говорят: "Ребята, вас учили в книжках теории, книжки очень хорошие, но в жизни чуть-чуть по другому, вот слушайте как"", - рассказал первый проректор МГИМО МИД России Алексей Богатуров.

Самые жадные до знаний студенты могут и вовсе учиться по системе двойного диплома. Это когда магистратура сразу в 2 вузах, как правило, один российский, а другой зарубежный. И в этом случае выпускник-магистр получает сразу 2 разных диплома, причем не обязательно по одной профессии. Возможно, по смежным. Скажем, российский диплом магистра филологии, а британский - по направлению "славянские языки".

Читайте также: