Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
8 сентября 2011, 18:03

Две предварительные версии авиакатастрофы Як-42: неисправность самолета и человеческий фактор

Тем временем эксперты заняты изучением обстоятельств крушения Як-42. Оба бортовых самописца, найденные сегодня на месте катастрофы, уже переданы следственной группе. Техническое исследование причин катастрофы будет проводить Межгосударственный авиакомитет. Специалисты говорят, что погодные условия были идеальными - никто и ничто ни на земле ни в воздухе не мешало нормальному взлёту.

Говоря о версиях случившегося, сейчас следует обязательно делать поправку: версии эти - предварительные. Что-то конкретное можно будет сказать только после расшифровки бортовых самописцев. Их уже обнаружили водолазы, как и предполагалось, "черные ящики" находились в хвосте, то есть в той части фюзеляжа, которая ушла под воду.

О последних секундах Як-42 пока можно судить по записи, сделанной одной из камер наблюдения в Ярославле. Качество не самое лучшее, но, по крайней мере, видно, что самолет не взорвался в воздухе. Метеоусловия над аэродромом Туношна были идеальными, полоса могла принимать Ил-76-е - самолеты куда более тяжелые, чем среднемагистральный Як. Никто и ничто ни на земле ни в воздухе не мешали нормальному взлету, так что количество возможных версий сокращается фактически до двух.

"В качестве приоритетных сейчас следователи прорабатывают версии, связанные с отказом техники, либо ошибкой пилотирования. Следов взрывчатых веществ на месте падения самолета не обнаружено. Кроме того, установлено, что разбившийся Як-42 выполнял чартерный рейс, вылетел из аэропорта в запланированное время и осуществлял взлет по единственной в этом аэропорту взлетно-посадочной полосе в штатном режиме", - заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

Известно, что Як-42 буквально только что вышел из ремонтного ангара - плановое техобслуживание он прошел 16 августа. Лайнеру заменили правый двигатель, а срок летной сертификации продлили до осени 2012-го. Ресурс по полетам был выработан лишь наполовину. При норме 12 тысяч часов Як отработал только 6 с половиной. Перед взлетом пилоты не сообщали диспетчеру о каких-либо неисправностях, последнее, что услышали от них в радиоэфире, была просьба разрешить взлет. Экипаж был достаточно опытный, капитан налетал почти 7 тысяч часов, а второй командир - целых 13 тысяч. Правда, конкретно на Як-42 у обоих был опыт меньший – 1,5 тысячи часов у капитана и 430 у второго командира, но оба летчика в 2010 году получили двухгодичные сертификаты на полеты.

Что же произошло под Ярославлем? Комиссия по расследованию причин крушения установила, по какой-то причине при попытке взлететь самолет пробежал всю полосу - это 3 километра, для взлета Як-42 достаточно втрое меньше, а затем еще 400 метров шел по траве, причем на газоне остались следы только от задних колес - значит, самолет шел уже с поднятым носом и взлетал за пределами полосы. Не набрав еще толком высоты, поднявшись метров на 15, он зацепил радиомаяк.

Похоже, взлететь нормально не хватило тяги, возможно, из-за некачественного топлива: образцы горючего взяты, а его запасы арестованы. Остается вопрос: почему пилоты, безусловно чувствуя, что тяги не хватает, тем не менее решили все равно взлетать? Тем временем Росавиация рассматривает вопрос о возможной ликвидации авиакомпании, которой принадлежал разбившийся самолет, и о временной приостановке всех полетов Як-42.

Читайте также: