Нелегальным извозом заниматься станет невыгодно
1 сентября стало днем больших перемен в жизни таксистов и их пассажиров. Сегодня вступает в силу новый закон "О такси". Теперь перевозить людей и багаж за деньги можно будет только по специальным разрешениям. Также водители должны обзавестись таксометром и "шашечками", а также выдавать пассажирам чеки. Со временем местные власти могут обязать перевозчиков перекрасить машины в единый цвет.
Нелегальный извозчик у московского метро шашечки со своего автомобиля снимает по нескольку раз на дню, как только клиента поймает. Объясняет: самодельная конструкция держится на честном слове. Выходит: не знак - бутафория.
С 1 января будущего года такая реклама будет стоить таксисту без лицензии 10 тысяч рублей штрафа - это в столице. Желание подбросить голосующего на своей на машине, обойдется водителю в 5 тысяч рублей. Если, конечно, поймают за руку с деньгами.
Это очевидно, что во многих крупных российских городах официальных такси не хватает. Зато полным-полно нелегальных перевозчиков. Только руку подними. В принципе и раньше такие отношения бомбила-покупатель считались незаконными. Только штрафы были небольшие и нужно было доказать, что водитель занимается этим систематически. Теперь все изменилось.
Отныне штрафы будут серьезные. Размер каждый регион выбирает самостоятельно. А доказательством послужат лишь факт "Контрольной закупки" и отсутствия авто таксиста-невидимки в реестре официальных перевозчиков. Попасть туда могут только машины с шашечками на борту, фонарем на крыше - не бутафорским и счетчиком в салоне. При этом сам автомобиль обязательно должен быть собственным. Никаких доверенностей.
"У меня же в фирме был случай. После ДТП машину бросили, кто сидел за рулем, непонятно. А если смертельный исход, кто будет отвечать за это?" - задается вопросом руководитель таксомоторного парка Ольга Фомина.
Но это еще не все - стаж водителя не меньше 5 лет и ежедневный контроль. Закон вступил в действие сегодня. Время до Нового года дано, что называется, на раскачку. Раскачиваются вяло.
"В аэропорту как стояли, так и стоят. Здесь только сегодня нет этих отстойщиков. А так не подъехать сюда. Дай бог, чтоб закон заработал", - говорит таксист Николай Самсонов.
Московские власти обещают построить 300 специальных стоянок. В первую очередь - у аэропортов и вокзалов. Останавливаться на них смогут только таксисты с лицензией. Пока ее можно получить бесплатно.
Бесплатную лицензию до сих пор не удосужились получить почти треть московских официальных таксистов. У них к закону есть вопросы. У каждого - свои: кого страшит перспектива перекрасить авто в единый цвет, кого-то невозможность перевезти клиента в другой регион. Некоторые и вовсе недовольны счетчиками. Но почти все уверены: цены поднимутся, но порядка станет больше.
Ведущий менеджер одной из столичных служб такси Надежда Люблева и исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников дискутируют о пользе и вреде введения обязательных лицензий на услуги извоза.
"В законе столько заковырок, что руководство может сделать все, что захочет. Сейчас говорит, можно одного цвета, через два дня скажут, хотим такси в полосочку. Что будет делать частник?" – задается вопросом ведущий менеджер одной из столичных служб такси Надежда Люблева.
"Пройти техосмотр стоит денег, - отмечает эксперт. – Водитель, проходящий техосмотр, теряет свое время. Люди простаивают в очередях целые сутки, занимают очередь с 4 утра. Водитель зарабатывает тем, что возит людей, а он в это время будет в очереди стоять. Потом он будет наверстывать по тарифам".
В свою очередь, исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников заявляет: "Принципиальная позиция руководства города – максимально упростить процесс легализации этого рынка. Чтобы те люди, которые хотят добросовестно и легально работать на этом рынке, могли это сделать просто. Но это не значит, что никакого контроля за обладателями разрешений не будет".
"Автомобиль – средство повышенной опасности, - отмечает Свешников, - поэтому пассажир должен иметь возможность получать качественные безопасные услуги. Сегодня, с принятием этого закона, пассажирам гарантировано, что машина соответствует всем федеральным нормам и правилам".
Исполнительный директор Московского транспортного союза не видит "экономических причин, которые бы привели к тому, чтобы легальные такси, которые работали до принятия этого закона, поднимали свои тарифы".
В Москве лицензии на оказание услуг частного извоза получили 6,5 тысяч владельцев легковых автомобилей. Действовать разрешение будет 5 лет. В полную силу закон "О такси" заработает с 1 января. И в 2012 году за его нарушение будут штрафовать на 5 тысяч рублей.