На легендарном БАМе снова работают студенческие стройотряды
Задача юношей и девушек - отремонтировать Восточный участок магистрали. И привлекает их не только возможность неплохо заработать во время каникул, но и кое-что ещё, что когда-то манило на стройку их родителей.
Рукопожатие друзей, прощальный поцелуй с девушкой. Студенты на все лето уезжают из города. Отправляются на БАМ. Его восточный участок: Комсомольск-на-Амуре - Новый Ургал.
50 студентов Железнодорожного Университета работают недалеко от станции Солони. Этот стройотряд за 2 летних месяца должен отремонтировать 14 километров путей. Где-то кладут новые шпалы, где-то делают отсыпку полотна, на некоторых участках меняют рельсы. Они, как и во времена комсомольской стройки, приехали на БАМ за деньгами - студентам сейчас платят около 30 тысяч рублей в месяц, ну и конечно, за романтикой. Как в известной песне - "За туманом и за запахом тайги".
"Так думаешь, лежал бы я на диване, а когда тебе напарник говорит, давай, Димон, доделаем, здесь проявляется дружба, и мы все с потока знаем теперь, кто и на что способен", - говорит студент 3-го курса Дальневосточного Государственного Университета Путей Сообщения (ДВГУПС) Дмитрий Голубенко.
Первые стройотряды на БАМе появились в 1974 году. Байкало-Амурская Магистраль была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой на XVII съезде ВЛКСМ. В этот же день столица проводила первых 606 комсомольцев, которые уехали прямо из Кремлевского Дворца Съездов. Укладка основной части дороги заняла более 12 лет, и все это время железнодорожникам помогали студенты со всей страны. За строительство БАМа - его активных участников награждали особой медалью.
Медаль "за строительство" есть и у Тамары Рахматовой. Она 30 лет назад так же, как и современные студенты, трудилась в стройотряде. Затем работала дорожным мастером до пенсии и на том самом участке, который возводился на ее глазах.
"Это была "стройка века", но и хорошие деньги здесь платили 500-600 рублей в месяц и машины. Я получили машину, шестерку. До сих пор на ней езжу", - рассказывает Тамара Рахматова.
Тамара Дмитриевна говорит: тогда работали днем и ночью, в несколько смен. Нынешним студентам гораздо проще. В самую жару - сиеста.
Студенческий отряд заступает на мену ровно в 6 часов утра. И после полудня завершает работу. Дело в том, что днем на путях находиться практически невозможно. Температура воздуха достигает +40 градусов, одолевают комары и мошкара, поэтому ровно в 14.00 бригада сворачивается и отправляется на базу.
Да и живут студенты с комфортом. На бывшей сортировочной станции несколько спальных вагончиков, столовая, своя баня и место отдыха. Шефство над молодежью взяла на себя одна из ремонтных бригад. Путейцы говорят: работы на БАМе хватит на всех. И уже следующим летом готовы принять у себя не только студентов-железнодорожников. Возможно, даже ребят из других регионов.
"Дальневосточная дирекция по ремонту пути выполняет объемы больше 800 километров капитального ремонта путей, среднего, да и всех видов ремонта, то это уже нормальные объемы, люди если будут приезжать - будем готовы принимать, конечно", - говорит начальник путевой машинной станции Вячеслав Шелкунов.
Ну а на тех, кто в эту смену трудится на железной дороге, специалисты возлагают большие надежды. Как раз к моменту окончания ВУЗа, должно начаться строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали и электрификация путей. Тогда, они вернуться на БАМ уже в качестве молодых специалистов.