Теплоход «Булгария» не должен был выходить в рейс
Как заявила агентству ИТАР-ТАСС старший проводник теплохода Татьяна Комарова, команда отказывалась плыть с неисправным двигателем, но потом неизвестно кто принял решение все же отчаливать. Через час судно дало сильный крен, старший помощник закричал, чтобы на всех надели спасательные жилеты, но, по словам Комаровой, проводников на "Булгарии" было только двое и обежать все каюты было невозможно. Кроме того, Приволжская транспортная Прокуратура заявила, что не было лицензии на перевозку пассажиров, а их количество было значительно превышено.
Группа следователей во главе с председателем Следственного комитета Александром Бастрыкиным, работающая сейчас на месте гибели "Булгарии", выявила многочисленные нарушения эксплуатации судна. Пожалуй, самое вопиющее: у компании-перевозчика не было лицензии на пассажирские рейсы. То есть, круиз проводился незаконно. А дальше - последовала целая цепь нарушений.
"В настоящее время следователи рассматривают все без исключения версии произошедшего. Могу сказать, что уже точно установлено, что при выходе из порта Казани у теплохода уже тогда наблюдался крен на правую сторону и, возможно, именно эта техническая неисправность судна и стала причиной аварии", - сказал официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Как установлено, крен возник оттого, что все топливо перекачали на правый борт, нарушив центровку. При этом левый двигатель "Булгарии" был аварийным. Судно постройки 1955 года проходило последний капремонт 30 лет назад. В момент выхода в последний рейс - по бумагам - теплоход был исправен и прошел все проверки. Вот только бумаги эти, как выясняется, ничего не гарантируют.
"Оно допущено к плаванию, поэтому в течение навигационного периода он работает с учётом того, что он получил разрешение своевременно, никто его больше не проверяет, не контролирует, тут отвечает только капитан, а у турфирмы задача одна – как можно больше получить от эксплуатации судна", - сказал начальник Волгоградского речного порта в 1971-95 годах Александр Большаков.
При этом представители компании-судовладельца утверждают, что следить за состоянием "Булгарии" вообще было не их делом.
"Мы, Камское речное пароходство, как собственники, передали это судно арендаторам, это их обязанности поддерживать судно в должном состоянии, отвечать за безопасность людей, - сказал заместитель генерального директора Камского речного пароходства Сергей Балеевских. - Судно находилось в эксплуатации - значит, оно получило должную оценку от всех контролирующих органов".
Есть, правда, еще кое-что, о чем владельцы "Булгарии" не могли не знать.
"Это бывший дизельный пароход Украины, который в свой время перенёс пожар, после этого было решение вообще списать это судно. Но, наверное, когда проверили состояние корпуса, он оказался удовлетворительным, и на базе этого корпуса восстановили судно. Это очень серьёзная вещь, которую допускать нельзя", – сказал заместитель начальника пассажирского районного управления Куйбышевского речного порта в 1973-76 годах Вячеслав Анохин.
Однако "Булгария" не просто перевозила людей - в свой последний рейс она вышла, взяв на борт несколько десятков пассажиров сверх нормы. Специалисты-речники говорят, что сам по себе такой перегруз не критичен, однако, учитывая общее состояние судна, он мог стать дополнительным фактором, приведшим к катастрофе. В свете всего вышеперечисленного, картина трагедии представляется так: "Булгария" с неработающим левым двигателем, перегруженная - более 200 пассажиров, уже имеющая крен на правый борт, следуя по фарватеру, резко, под 90 градусов, закладывает право руля, и соответственно наклоняется еще больше. В этот момент в борт ударила волна, и судно зачерпнуло воду иллюминаторами - они были распахнуты из-за отсутствия кондиционеров в помещениях трюма.
"Композитор Глазунов" - пассажирское судно того же проекта, что и "Булгария". "Глазунов" ходит из Казани в Астрахань. Сейчас этот теплоход должен был быть уже в Волгограде, но накануне вечером судоходная инспекция остановила его в Саратове. У него тоже был крен на правый борт. Опять же, по словам специалистов, сам по себе этот крен не представляет опасности, но на всякий случай решили перепроверить.
Элементарный инструктаж, как пользоваться спасательными средствами, - это необходимое мероприятие при посадке на борт теплохода, а не в процессе плавания, когда уже что-то с кем-то случилось.
"При каждом рейсе, посадке туристов рассказывают систему спасения. Любое пассажирское судно оборудовано внутренней судовой связью, всё это есть и в достаточном количестве. Вопрос только правильного использования", – сказал Генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов
Однако на практике такой инструктаж часто не проводят, и делают это по просьбе турфирм, которые, как утверждается, не хотят излишне пугать туристов перед круизом. Вот только цена такого видимого спокойствия оказывается слишком высокой. Особенно если при этом игнорируются элементарные правила безопасности при перевозке людей.