В Приморье обнаружили легендарный истребитель времён Великой Отечественной войны
ЯК-9 пролежал в земле больше 60 лет. Но поисковики надеются, что после реставрации самолёт станет достойным экспонатом Музея военной авиации Дальнего Востока.
Поисковики радуются очередному успеху. Жители деревни, подсказавшие, где искать, не подвели. Именно здесь в конце 40-х потерпел крушение военный самолёт. Несколько часов тяжёлого труда - и ценные находки появляются одна за другой.
Легендарный советский истребитель ЯК-9 во время войны наводил ужас на немецких лётчиков. На территории Приморья боевые действия не велись, но авиаполк Тихоокеанского флота постоянно проводил тренировочные полёты. Бывало, из-за сильных туманов и несовершенства приборов самолёты разбивались. Этот истребитель буквально ушёл под землю.
"Скала, камни мелкие, копать было очень сложно. Только верхний слой мы снимали лопатами, но очень много именно ручного труда, поэтому эта находка стоит того", - считает участник поискового отряда "Авиапоиск" Сергей Светличный.
Чтобы вытащить детали, поисковики вырыли яму глубиной почти 3 метра. Судя по всему, истребитель падал практически вертикально, и удар о землю был очень сильным. От обшивки остались только мелкие искорёженные фрагменты.
Небольшие детали вытаскивают руками. Крупные - уже с помощью автомобильной лебёдки. Так подняли редуктор самолёта и двигатель, который весит почти полтонны.
"Тот факт, что в поле - позволяет его вытащить. Это у нас впервые конечно. В основном двигатели где-то в глухой тайге лежат и ничем кроме вертолёта их не вывезти", - рассказал участник поискового отряда "Авиапоиск" Сергей Балкин.
Детали сильно деформированы, зато практически не пострадали от ржавчины. Сказалось, что они лежали под землёй в бензиново-масляной смеси. Сейчас находку нужно очистить. В ход идут все подручные средства, даже зубные щётки. И вот уже видны эмблемы и можно разобрать надписи.
"На пушке надпись 37-миллиметровая пушка МС, Кудельмана и Суранова. Её номер и год производства - 1945. Треугольник – это эмблема завода. Тульский оружейный завод", - поясняет участник поискового отряда "Авиапоиск" Александр Панасенко.
На двигателе сохранился номер. Теперь осталось поднять архивы и выяснить причины крушения. Одна из версий: самолёт разбился, столкнувшись с другим истребителем во время учебного боя. Пилотам, по рассказам очевидцев, удалось спастись. Поисковики подтверждают: возможно, так и было, ведь человеческих останков они не обнаружили. Всё найденное сегодня на месте катастрофы увезут с собой в город. В отряде мечтают создать Музей военной авиации Дальнего Востока.
"Мы хотим такой многофункциональный музей, где будет и реставрационная мастерская, и ангары для экспонирования документов и для экспонирования разбитых вещей и в целом такая территория на базе старого аэродрома", - говорит руководитель поискового отряда "Авиапоиск" Ярослав Ливанский.
В финале удачной экспедиции - ужин у костра. Затем снова в путь. Поисковики знают ещё десяток мест в Приморье, где, вероятно, разбились самолёты тех времён. Если всё сложится удачно, в нынешнем году отряд найдёт свою юбилейную, уже 50-ю по счёту, боевую машину.