Как отразятся новые предложения Барака Обамы на палестино-израильском конфликте
Еще одна важная тема недели - ближневосточное урегулирование, проблемы которого обсуждались на заседании "восьмерки" получило новый импульс в связи с последними заявлениями Барака Обамы и решением властей Египта об открытии границы с Сектором Газа.
Барак Обама приветствует Хиллари Клинтон. Только доверенные лица знают, что кроется за этим жестом. Остальным сидящим в зале это кажется протокольным приветствием.
"Обама начал речь с опозданием на 30 минут. После консультаций с Хиллари он решил включить в доклад Израиль и Палестину, - рассказывает ведущий специалист по вопросам Ближнего Востока центра В. Вильсона Дэвид Аттоуэй. - Это не было предусмотрено. Это Хиллари настояла, чтобы он завел речь о границах 67-го года".
Источники в окружении Обамы уверяют, что опоздание на полчаса - это и звонок израильского премьера Нетаньяху: господин президент, вы будете об этом говорить? Голос Хиллари в ответ: будет, не сомневайтесь.
"Соединенные Штаты Америки уверены в необходимости переговоров, результатом которых станет создание двух государств с четкими границами: Израиля и Палестины. Эти границы должны базироваться на разделении до 67-го года, с учетом согласованного обмена территориями", - сказала Обама в своем выступлении.
Границы от 4-го июня 67-го года. На них настаивает ООН в разрешении палестинско-израильского конфликта, но пока ни один американский президент не настаивал на этом с трибуны. Предшественники Обамы - Клинтон и Буш - вели о них переговоры в качестве посредников между заинтересованными сторонами.
Речь идет о территории, которую занимал Израиль после войны за независимость с арабскими соседями, закончившуюся в 49-м, и до шестидневной войны, начавшейся 5 июня 67-го, в результате которой были захвачены Западный берег реки Иордан, Голанские высоты и Сектор Газа. В результате на сегодняшний день почти 7 миллионов палестинцев получили статус беженцев.
"Из всех этих территорий Израиль оставил лишь Сектор Газа, головной болью сейчас остается Западный берег, на территории которого в незаконных поселениях уже живет более 30 тысяч израильтян", - говорит профессор еврейского университета Иерусалима Яков Бар-Симан-Тов.
Через сутки перед лицом влиятельного АЙПАК - американского еврейского лобби, чьи симпатии и антипатии часто определяют хозяина Овального кабинета, Обама оправдывается: границы 67-го, но просто как ориентир. Но, вероятно, в особых отношениях Америки и Израиля уже что-то изменилось, поскольку приехавший на встречу Нетаньяху смотрит волком, но, подумав, произносит: "Израиль готов к принятию сложных решений".
В кабинете израильского вице-премьера - фотографии друзей. Но оказалось, что Обама поднял в его душе бурю эмоций, одинаковую с теми, чьих фото здесь не будет никогда.
"Границы 67-го года для нас категорически неприемлемы. Мы не сможем защитить Израиль, он будет простреливаться насквозь", - говорит вице-премьер министр правительства Израиля Сильван Шалом.
"О каких границах он говорит? Мы ждали, что он нам даст механизм получения независимости, а он даже не упомянул о проблеме возвращения беженцев и о восточном Иерусалиме, который принадлежал нам до 67-го года", - говорит член исполкома ПНА Гассан аль-Шакаа.
Судя по всему, и здесь реальность неуловимо изменилась, чего пока не понимают старые боевые враги. Модная некогда тактика неповиновения - камни против танков уже смотрится как разминка.
Те, кто это почувствовал, торопят Палестину появиться на свет - израильские левые сами зачитывают декларацию независимости не своего государства - объясняя, что пока не будет Палестины, не будет покоя и Израилю.
Радикальная поддержка справа - ультрарелигиозный район Меа-Шеарим в Иерусалиме. Здесь живут те, кто называет себя хранителями города, или натурей карта. Они не признают израильского гражданства, не учат детей ивриту, в день независимости жгут израильские флаги и требуют Западный берег вернуть палестинцам.
"Государство Израиль по законам Торы нелегитимно, оно может быть создано лишь свыше, на территории Эрец-Израэль, которая по площади во много раз меньше сегодняшнего Израиля", - говорит раввин Меир Хирш.
Европейские аналитики сходятся в одном: американский президент хотел стать автором ближневосточного примирения в самый удобный для этого момент - в сезон революций. Официальный же Израиль считает это тактическим ходом, который не позволит палестинцам в одностороннем порядке объявить независимость и продавить ее на голосовании в ООН уже этой осенью.
"Мир не строится на конфликте. Никакое голосование в ООН не приведет к созданию независимого палестинского государства", - сказал Б. Обама.
"Сегодня, понимая, что вооруженное сопротивление оно как бы не в моде, не встречает поддержку международного сообщества, палестинцы в акте отчаяния могут пойти на штурм израильских границ с помощью масс населения", - говорит директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.
Речь идет о страшном сне любого американского президента - потере контроля над регионом. Ее первые знаки - непокорная Ливия, в которой Обама вязнет, как в Ираке, вышедший из повиновения Египет, который уже смог помирить палестинских боевиков из "Хамаса", правящего в Секторе Газа, и ФАТХ с Западного берега Иордана - именно на их вражде до сих пор играли израильтяне. А ФАТХ удалось уговорить "Хамас" признать Израиль в границах 67-го года - главное слово здесь "признать". Чего не удавалось добиться ни одному американскому президенту-миротворцу.
Еще сутки назад КПП "Эрез" между Израилем и Сектором Газа был единственной дверью, связывающей Сектор Газа с большой землей. И пользоваться ей могли лишь дипломаты и гуманитарные организации. В Газе знал каждый, что есть еще одна дверь, закрытая навеки договоренностью между президентом Египта Мубараком и Израилем. Это КПП "Рафиах" на египетской границе. Ровно сутки назад новый египетский режим открыл ее настежь для всех желающих.
События надо возглавлять, а не наблюдать - так Обаму учил всемогущий Бжезинский. Вокруг Обамы уже достаточно сильно лобби, требующее прекратить поддержку Израиля в качестве особого государства с особыми правами.
"Если Советского Союза нет и нечего сдерживать, а арабы готовы под тебя лечь, то зачем нужен антагонист? Он не нужен, он лишний. Это очень популярная точка зрения в современной Америке, Обама ее выражает", - говорит политолог Сергей Кургинян.
Хилари Клинтон, вероятно, вполне довольна маневром - если миротворческий процесс начнется, его лавры достанутся как раз тому, кто попытает счастья на грядущих президентских выборах. Если нет - вспомнят слова Била Гейтса: президент Обама слишком молод и горяч.
Там, где нет телевидения - на горе, где стоит арабская деревня Аварта, и на горе напротив, захваченной еврейскими поселенцами - впрочем, на всей территории Западного берега реки Иордан просыпаются и засыпают со страхом и ненавистью к соседям по Святой земле. Здесь не знают о меняющихся правилах игры. Здесь, за электронным забором, они остаются прежними, библейскими. Око за око.