Режиссер Станислав Говорухин решил встретить 75-летие нетрадиционно
В Российской академии художеств открывается его персональная выставка. Живописью Говорухин увлекался в юности и вернулся к этому пятнадцать лет назад. Близкие режиссера не видят в этом ничего удивительного: Говорухину - режиссеру, сценаристу, актеру - интересно всё.
Без этих предметов невозможно представить рабочий кабинет Станислава Говорухина на "Мосфильме": трубка для атмосферы, шахматы для раздумий, пианино для настроения, письменный стол для работы и карта мира - для приключений. Возле нее часто рождались невероятные приключения и прокладывались удивительные маршруты его киногероев.
"И еще у меня есть принцип, но я вспоминаю всегда Вольтера: все жанры хороши, кроме скучного. Я снимал во всех жанрах и всегда вспоминал Вольтера", - говорит кинорежиссер, Народный артист РФ, член Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции "Единая Россия" Станислав Говорухин.
Он всегда жил в поиске романтики. Из-за этого сначала пошел в геологи - разочаровался, затем на телевидение - его ожидания обманулись. Тогда Говорухин решил создавать романтику своими руками. В своем дипломном фильме "Вертикаль" он собрал всё, что могло воодушевить современников: там были покорители снежных вершин, неприступные высоты, риск, красивая героиня и Высоцкий в главной роли.
"Он боролся за Володю, боролся, чтобы его в этой картине оставили, Он даже поставил ультиматум: если не будет Высоцкого, я вообще не буду снимать. Ему могли сказать: ну и ладно! Ты же просто вчерашний студент ВГИКа. Но он настоял на своем", - вспоминает Народная артистка РСФСР Лариса Лужина.
Он научился превращать Волгу в Миссисипи, одевать советских актеров в одежды английской аристократии и возвращать Москву в времена банды "черная кошка". А после завершения "Места встречи изменить нельзя" на одном из фестивалей ему дали понять, что никогда за свои работы он не получит ни одной официальной награды: такова была цена за редкое право снимать только то, что ты хочешь.
"Там было 23 приза, премии, диплома, И единственный фильм, который ничего не получил, был "Место встречи изменить нельзя", с тех пор я просто понял, что я снимаю другое кино", - говорит Станислав Говорухин.
Сегодня он называет кино только одним из своих увлечений. И таких увлечений у него еще много: бильярд, живопись, книги. Иногда он писал сценарии и получались "Пираты ХХ века", иногда он снимался сам и получался криминальный делец Крымов из кинокартины "АССА". Через документальную публицистику Говорухин первым честно рассказал нам про "Россию, которую мы потеряли" - нашу страну до революции. А затем вернулся в кино художественное и выстрелами "Ворошиловского стрелка" расстрелял мерзавцев из окружающей современности.
"Как-то язык не поворачивается сказать этому вчерашнему альпинисту и нынешнему депутату Государственной думы, что ему 75, - говорит народный артист РФ Виктор Сухоруков. - Давай подождем лета, когда он наденет свои белые брюки, положит на себя шоколадный загар и будет ходить по берегу моря, заглядываясь на молодых девушек!"
Станислав Сергеевич готовится к юбилею: монтирует выставку своих картин. Он и в живописи остается романтиком: на холстах художника Говорухина, как и в его кино: экзотические страны, необычные люди, вершины гор, к которым он умеет стремиться, и которые умеет покорять. А это тоже особый талант.
В честь юбилея Станислава Говорухина в субботу, 2 апреля, Первый канал покажет несколько фильмов режиссёра: "Пассажирка", "Благословите женщину" и "Ворошиловский стрелок".
Также в эфир выйдет программа, посвящённая мэтру отечественного кинематографа: "Станислав Говорухин, место встречи..." Не пропустите!