Массированные бомбардировки Ливии — страны Запада защищают гражданское население Ливии авиаударами
Главным событием недели стало начало военной операции Запада против Ливии. Ночью были нанесены первые авиаудары по инфраструктуре этой североафриканской страны, бомбежки продолжаются. Как это уже не раз случалось в новейшей истории, страны НАТО действуют под прикрытием резолюции Совбеза ООН и гуманистических лозунгов о недопустимости подавления вооруженных мятежей с помощью военной силы внутри Ливии.
Обстановка вокруг Ливии накалялась всю неделю - правительственные войска всеми осужденного Муамара Каддафи уже практически вернули себе контроль над страной, и тогда европейские лидеры забили тревогу: мы же уже заявили что кровавый ливийский лидер вне закона, а он возвращается к власти. И вот чтобы не допустить такой несправедливости, было принято решение Ливию бомбить.
Так называемые точечные авиаудары становятся главным орудием мирового гуманизма – на примере Ливии ярко проявились все человеколюбивые устремления и лауреата Нобелевской премии мира Барака Обамы и известного миротворца Николя Саркози. Эксперты говорят о том, что жертвы от бомбардировок намного превысят число жертв гражданской войны в Ливии.
Для того, чтобы в условиях тотальной дезинформации составить себе представление о том, что же все таки сейчас происходит в Ливии, достаточно просто назвать вещи своими именами. Агрессия ведущих мировых держав против суверенной страны началась с одобрения Совета Безопасности ООН: 10 "за" при 5 воздержавшихся. Наскоро принятая резолюция – образец всевозможных нарушений международного права. Формально цель войсковой операции против полковника Каддафи – защита гражданского населения, реально – свержение законного правительства все еще независимого государства.
Разумеется, никто не снимает с ливийского лидера ответственности за 40 лет его, мягко говоря, экстравагантного правления. Его бесконечные метания, неуемные амбиции, выражавшиеся в поддержке национально-освободительных движений террористического толка, его провокационные речи на международных форумах – все это давно превратило его в политического маргинала. Однако для начала войны нужны были куда более серьезные причины. Отказ Каддафи от заключенных с Францией соглашений о поставках в Ливию современного оружия и нежелание приватизировать свою нефтяную индустрию – вот что может стоять за столь скоропостижной войной.
Окончательное решение о начале военной операции против Ливии было принято 19 марта в Париже. Николя Саркози, в начале недели обвиненный сыном Каддафи в получении от Ливии денег на избирательную кампанию, к субботе уже примерял на себя наполеоновскую треуголку покорителя Северной Африки. Несмотря на жесткость риторики, Соединенные Штаты с готовностью отдали инициативу в этом весьма сомнительном начинании французскому президенту.
С того момента как первая французская бомба упала на территорию Ливии, никто уже не будет задаваться вопросом о том, что имел ввиду Совет Безопасности, внося в резолюцию 19-73 фразу о разрешении "всех мер для защиты гражданского населения". Мера отныне одна – бомбить. Не важно, что прекращения огня ультимативно требовали почему-то только от ливийских властей, тем самым оставляя вооруженным мятежникам возможность под прикрытием западных бомб свести счеты с Каддафи. Вряд ли кто в ближайшее время вспомнит, что резолюция вообще не учитывала интересов лояльного к властям большинства ливийцев. Более того, текст Резолюции свидетельствует о том, что в Совете Безопасности эту часть населения вообще не считают народом Ливии, нуждающимся в защите.
Тот факт, что в Резолюции не прописан механизм контроля за исполнением Каддафи предъявленных к нему требований, свидетельствует о том, что никого всерьез не интересовала готовность ливийских властей к компромиссу. А ведь он был готов. 19 марта вечером Россия, воздержавшаяся от голосования за резолюцию в Совете Безопасности, выразила сожаление в связи с развязыванием войны. "Твердо исходим из недопустимости использования мандата, вытекающего из резолюции 19-73 СБ, принятие которой было весьма неоднозначным шагом, для достижения целей, явно выходящих за рамки ее положений, предусматривающих меры только для защиты гражданского населения", - заявил представитель Министерства иностранных дел РФ Александр Лукашевич. К позиции России уже присоединились Индия и Китай
Очевидные успехи ливийской армии в подавлении вооруженного мятежа вынуждали поторопиться не только с принятием резолюции. Взятие войсками Каддафи так называемой столицы восставших, города Бенгази, могло спутать все карты. Куда проще начинать агрессию, выступая как спаситель. Сложнее – как Мститель. Резолюция, очевидно в угоду арабскому миру, не допускает пока наземной операции западных союзников. Однако это лукавство и рано или поздно войска коалиции под тем или иным, скорее всего миротворческим предлогом, будут вынуждены вторгнуться на Ливийскую территорию. У ливийского побережья уже сейчас находятся два десантных корабля коалиции, и в ближайшие дни их количество должно существенно увеличиться.
Начало военной кампании подразумевает активизацию информационной войны. Для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений в законности агрессии, чтобы скрыть реальные масштабы происходящего, сейчас будут задействованы все медиаресурсы. Локальные информационные бои, ведущиеся с режимом Каддафи весь последний месяц, сейчас превратятся в сплошную агитационную линию фронта. Сюжеты о сотнях тысяч беженцев от кровожадности гибнущего режима, материалы о лагерях смерти и массовых захоронениях мирных ливийцев, сообщения о мужественной и отчаянной борьбе, обреченных защитников свободного Бенгази – вот что среднестатистический обыватель будет знать об этой войне. Неизбежные при бомбежках реальные жертвы среди гражданского населения будут замалчиваться с тем, чтобы со временем быть внесенными в абстрактные списки так называемых "сопутствующих потерь".
На следующей неделе исполнится 12 лет со дня начала аналогичной миротворческой операции НАТО в Югославии. Пока события развиваются как под копирку. Тогда ультиматум с требованием отвести войска Милошевичу предъявили именно в тот момент, когда до полного уничтожения подразделений албанских боевиков в Косово югославской армией оставались считанные дни. Под угрозой немедленных бомбардировок войска были отведены. Однако авиаудары не заставили себя ждать. Тогда они продолжались 78 дней.
Пока НАТО формально дистанцируется от войны в Ливии, предоставив своим членам самим решать, как далеко они готовы пойти. Совершенно очевидно, что закрытое союзниками небо и поддержка мятежников с воздуха должна будет рано или поздно превратить войсковую операцию Каддафи по восстановлению порядка в стране в банальную резню. За всем этим с высоты птичьего полета будут наблюдать французские или британские летчики, эпизодически нанося удары по скоплениям вооруженных людей и техники на земле. Так тоже уже было в той же Югославии, но во время гражданской бойни в 1995 году.
Война уже началась. Сколько она будет продолжаться – сейчас предположить трудно. Очевидно одно: Каддафи обречен рано или поздно присоединиться к Милошевичу и Хусейну. Однако теперь важно другое: как эту тенденцию воспримут власти других государств взбунтовавшегося региона? По сути, им для того, чтобы обезопасить себя от "триумфа свободы", оставлено лишь два возможных пути. Первый – тем или иным способом ускорить собственные ядерные программы. Второй – активно создавать или мобилизовывать террористические сети на территориях государств-импортеров демократии. История с оплатой избирательной кампании Николя Саркози – свидетельство того, как могут работать арабские деньги в Европе. Если могут так, значит, вероятно, могут и по-другому.