Как новый комбинезон спасет летчика от перегрузок и разгерметизации
Чтобы использовать все технические возможности новых самолётов пятого поколения, пилотам уже необходима дополнительная помощь. Поэтому российские специалисты испытывают новейшие системы, которые должны спасать жизнь боевых лётчиков в экстремальных ситуациях.
Сможет ли летчик дышать и на какой высоте при внезапной разгерметизации кабины, Виктор Севостьянов испытывает на себе. Чтобы он не задохнулся, а воздух в легких в такой ситуации даже невозможно задержать, должно сработать дыхательное оборудование.
Прежде чем дыхательная система и компенсирующий костюм, который не позволяет летчику потерять сознание при резком перепаде давления и перегрузках, попадут в войска, все нештатные ситуации испытатели проверят на себе.
Центрифуга воспроизводит нагрузки, которые испытывает человеческий организм в кабине боевого истребителя. Неподготовленный человек может вынести нагрузки в 4-5 g. При 6 g первым начинает отказывать зрение. Оставаться работоспособным лётчику помогает специальный костюм. Но в истребителе 5-го поколения нагрузки возросли многократно. Здесь испытывают костюм для нового самолёта.
Этот костюм внешне мало чем отличается от предшественника. Все самое секретное - под подкладкой. При перегрузках кровь устремляется от головы в ноги. Противоперегрузочный костюм препятствует этому, сдавливая конечности и торс.
"Отличается тем, что больший охват поверхности человека и более адекватное обжатие туловища и сосудов", - говорит главный консультант по авиакосмической медицине НПП "Звезда" Арнольд Барер.
Костюм лишь часть целой системы, которая позволяет летчику не только пилотировать, но и воевать. Ведь в современном истребителе как раз человек оказывается слабым звеном, неспособным без дополнительной помощи использовать все технические возможности истребителя, тем более пятого поколения.
"Главная задача - боевое применение самолета. Поэтому системы, которые мы делаем, должны увеличить время, возможность нахождения летчика в этих условиях", - говорит генеральный директор, главный конструктор НПП "Звезда" Сергей Поздняков.
Личный рекорд испытателя Александрова - перегрузка в 8 g. Причем, он не просто ее переносит, а еще имитирует работу летчика в кабине. Весь эксперимент его левая рука постоянно давит кнопку. Если Александров потеряет сознание, рука ее отпустит и центрифугу остановят. В новом костюме такого еще не случалось.
Завершить испытания экспериментального костюма конструкторы НПП "Звезда" планируют к концу года.