В Бенгази бывший министр юстиции Ливии начал формировать временное правительство
Об этом стало известно сегодня, 27 февраля. Второй по величине городе Ливии Бенгази перешел под контроль противников Муамара Каддафи.
Тем временем идёт массовой бегство ливийцев в соседний Тунис и там, в Тунисе сегодня тоже многотысячные манифестации.
Ситуация в Бенгази меняется достаточно стремительно. Если вчера вечером город в эйфории пел перед зданием Верховного суда, ставшего штаб-квартирой оппозиции, город был полностью отрезан от мира, не было никакой связи, но он казался достаточно спокойным и безопасным, то всю ночь были слышны автоматные очереди и выстрелы из крупнокалиберного оружия к западу от Бенгази. Утром появился слабый интернет и появилась возможность даже дозвониться за рубеж. В здании суда появились люди, одетые в революционном стиле Че Гевары, и исламские священнослужители. С самого раннего утра до самого позднего вечера здесь заседало так называемое временное правительство, которое должен возглавить бывший министр юстиции – в него входят представители пяти городов, заявивших о своём неповиновении режиму Каддафи. А перед зданием суда проходят непрерывные демонстрации. Это манифестации жителей соседних городов – восточной части Ливии, которые приехали поддержать Бенгази.
Во второй половине дня сюда приехали грузовики с гуманитарной помощью. Это медикаменты для раненых, собранные жителями соседних городов.
В больницах находятся раненые в результате столкновений повстанцев с правительственными войсками и полицией – речь идёт, по разным подсчётам, об от 2 до 4 тысячах человек. Только в больницу Скорой помощи обратилось около тысячи человек с огнестрельными ранениями. Сейчас там остаются лишь самые тяжёлые. Врачи говорят, что пока медикаментов и персонала хватает, но что будет в случае, если Каддафи предпримет попытку штурмовать город, они не берутся даже предсказать.
В Бенгази работают российские и украинские врачи, находящиеся в Ливии по контракту. Как они говорят, в последние дни здесь было "очень жарко".
По словам врача-анестезиолога Владимира Петровского, 4 дня врачи жили в госпитале. "В первый день поступали раненые в нижние конечности, во второй – то же самое, в третий уже пошли ранения в живот, более тяжёлые травмы", - говорит он.
"Только за последние сутки к нам поступило свыше 40 пациентов, - говорит врач Мустафа Эльбурджо. - В основном у них ранения в голову и в грудь. Мы оказываем первую медицинскую помощь и проводим срочные операции. Всего в городе сотни, если не тысячи раненых. Очень много убитых".
Впечатление, что Бенгази сейчас застыл в ожидании новостей из Триполи. Застыла и вся Ливия, разделённая на запад и восток, в ожидании самого страшного, буквально в шаге от гражданской войны.
Обстановка на границе Ливии и Туниса накаляется с каждым часом. Границу Ливии с Тунисом сейчас закрыли – непонятно, по каким причинам. Неспокойно и в столице страны, там прошли многотысячные митинги, на улицу вышло около 100 тысяч человек, они требовали отставки правительства, были не согласны с действиями властей. Не обошлось без жертв – погибло пять человек. После этих трагических событий премьер-министр подал в отставку и уже назначен новый премьер-министр.
На границе обстановка накаляется в течение всего дня, постоянно происходят стычки. Военные пытаются контролировать ситуацию, но делать это всё сложнее. Агрессивно настроенные молодые люди избивали журналистов и требовали, чтобы они говорили не о том, что происходит в Ливии, не о проблемах беженцев, а о них, так как местный журналист сказал в репортаже, что Ливия и Тунис – хорошие соседи и должна помогать друг другу. Но они с этим не согласны. Сейчас ситуация более или менее стабилизировалась.
Беженцев очень много – по меньшей мере, более 100 тысяч человек перешли границу за эти несколько дней. Люди уставшие, говорят, что очень сложно перейти границу с Тунисом, их тщательно досматривают, проверяют вещи, чемоданы. Их встречают добровольцы, им дают хлеб еду. Кто-то уезжает отсюда на родину, так как многие беженцы – это граждане третьих стран. Кто-то живёт в лагере, который находится недалеко от границы. Здесь всем управляют военные, они же разместили госпиталь.
Как долго этим людям придётся жить в полевых условиях, пока сложно сказать.