Власти Белоруссии преследуют оппозицию по итогам выборов
В Белоруссии власти продолжают подводить итоги выборов президента, прошедших 19 декабря прошлого года. Подведение итогов выражается в жестких полицейских репрессиях против оппозиции, преследовании журналистов и в изобличении заговора России против белорусской демократии. Тем временем, само наличие такой демократии ставят под вопрос в Европе и грозят Александру Лукашенко санкциями вплоть до разрыва отношений, если он не остановит репрессии в стране.
За бело-красно-белую символику в Минске могут и посадить. Другое дело - в Брюсселе. В эту среду депутаты Европарламента пришли на заседание в цветах белорусской оппозиции. Европейские политики решали, как наказать Александра Лукашенко.
Европа грозит небывалыми санкциями - от экономических потерь до подорванной репутации. Это кажется, что репутации Лукашенко хуже не сделаешь. Председатель Европарламента предложил запретить белорусской сборной участвовать в Олимпиаде и Чемпионатах мира.
Для президента-спортсмена, который строит по всей стране ледовые дворцы и собирается принять чемпионат мира по хоккею - это удар ниже пояса.
Ежи Бузек, председатель Европейского парламента: "Мы рассчитываем, что будут отпущены все политические заключенные, немедленно. Это не обсуждается. И нет иного пути, если хотите сохранить какие-либо отношения. Второе. Необходимая медицинская помощь должна быть оказана всем, кто в ней нуждается после событий 19 декабря".
День выборов 19 декабря в Минске называют "кровавым воскресеньем". После акции протеста сотни людей оказались в больницах и за решеткой. Рождество и Новый год в знак солидарности многие отмечали у стен следственных изоляторов. Отсидевших встречали, как героев.
Но главные оппоненты Александра Лукашенко на свободу выйдут нескоро. Бывшим кандидатам угрожают тюремные сроки до 15 лет. Один из заключенных, Владимир Некляев, был избит неизвестными силовиками еще до закрытия избирательных участков.
Ева Некляева, дочь бывшего кандидата в президенты Белоруссии Владимира Некляева: "Это просто кошмар какой-то. Как нормальные люди могут оказываться в такой ситуации. Моего отца избивают, по полу вытаскивают из реанимации и потом неделю ничего не знаем".
Спецслужбы пообещали найти всех, кто вышел на площадь. А это десятки тысяч людей. Такого размаха следствия история ещё не знала - на допросы уже вызывают всех, чей мобильный телефон оказался 19 декабря на Площади. Неговоря уже про обыски в штабах и в квартирах несогласных с политикой Лукашенко.
В редакции независимой газеты "Наша Нива" произошел обыск. Спустя пару дней редакции удалось возобновить работу. Журналист Дмитрий Понковец пишет статью на компьютере, который принесли читатели, взамен конфискованного КГБ.
Дмитрий Панковец, журналист: "До этого ни разу такого не было, чтобы Европа вводила экономические санкции против какой-либо страны европейской. Я не говорю, конечно, об Иране".
Лукашенко хоть и называют последним диктатором Европы, но серьезных санкций в отношение него никогда не было. В 2006-м он и 20 белорусских чиновников стали невыездными в Европу. На этот раз речь о более серьезном, экономическом давлении.
Дмитрий Панковец, журналист: "Если сейчас Евросоюз введет санкции, например, запрет на продажу оружия или запрет на торговлю белорусскими нефтепродуктами. Это будет иметь эффект. Но есть страны, такие как Литва, частично Италия и Португалия, которые не заинтересованы в санкциях против Беларуси. Та же Латвия. Половина нефтепродуктов, поступающих в Латвию, белорусские".
Нефть и оружие для Лукашенко - основа экономической стабильности. Отсюда и друзья - те, кто поставляют нефть или те, кому можно продать оружие.
Символично, что на этой неделе Лукашеко трудоустроил экс-президента Киргизии Курмамбека Бакиева, объявленного у себя на родине в розыск. Газета "Асман-пресс" сообщила, что Бакиев назначен директором военного завода. Хотя раньше тот заявлял, что хочет работать на фабрике детских игрушек.
В Европе некоторые политики тоже питают симпатию с бессменному белорусскому лидеру. Однако на этой неделе Берлускони заявил, что поддержит санкции. Президент Литвы, Даля Грибаускайте, до выборов называла Лукашенко фактором, сдерживающим Россию. Но глава парламентского комитета Литвы по иностранным делам занял жесткую позицию.
Эмануэлис Зингерис, глава комитета по иностранным делам Сейма Литвы: "Такие заседания, наверное, похожи на заседания насчет Ирана, насчет Кубы. Что-то такое абсолютно уникальное".
Эмануэлис Зингерис вернулся в Вильнюс, но продолжает носить цвета белорусского национального флага.
На европейских политиков многие белорусы смотрят скептически. Не будут ли эти шарфики самой серьезной санкцией для Лукашенко. Позицию России в этот четверг выразил министр иностранных дел Сергей Лавров.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: "Вчера в Совете Европы была согласована консенснусная резолюция, она отражает, в том числе, и точку зрения России, как и всех других государств Совета Европы".
Лукашенко никак не комментировал внеочередную сессию в Брюсселе. Но 3 дня подряд на белорусском телевидении показывали фильм о событиях 19 декабря. "Железом по стеклу" - рассказ о том, как белорусское КГБ раскрыло антиправительственный заговор.
Из фильма "Площадь. Железом по стеклу": "В конце ноября на белорусской границе отмечают наплыв туристов. Туристы везут с собой странный набор. Электрошокеры, дымовые шашки, кастеты. Ножи и патроны".
Белорусскому зрителю показали двоих граждан России. Артем Бреус до сих пор находится в Следственном изоляторе Минска. Его обвиняют не просто в участии, а в организации массовых беспорядков. Другой герой фильма уже освобожден и вернулся в Санкт-Петербург.
Алексей Евдокимов, студент: "Когда тебе напрямую говорят, что ты террорист какой-то, это с одной стороны смешно, с другой - маленько некрасиво вышло".
У студента Алексея Евдокимова в Минске был чисто академический интерес. Он пишет дипломную работу о выборах в СНГ. Последнюю главу он обдумывал в СИЗО, куда попал на 10 суток. Вот его фото на первой полосе газеты "Советская Белоруссия". Хотя в самой редакционной статье про российский след уже ни слова.
В подготовке государтсвенного переворота обвиняют МИД Германии и Польши. То есть на этой неделе Лукашенко открыл информационную войну на два фронта.
Светлана Наумова, политолог: "Я думаю, он уже в том состоянии, когда он этих санкций не боится. Я бы назвала это состояние таким фразеологизмом "закусил удила". Вот он их закусил и хуже сделать достаточно сложно. Поэтому он их игнорирует, делает вид, что никакой угрозы с той стороны для него нет".
На этой неделе продолжались и обыски, и допросы в КГБ. Показательно была закрыта музыкальная радиостанция "Авторадио".
Юрий Базан, директор "Авторадио": "Нас обвинили в призывах к экстремистской деятельности. В чем выражался бы призыв к экстремистской деятельности, естественно, никакого пояснения нету".
Белорусское "Авторадио" не имеет отношения к одноименной российской станции. Это было радио, где не крутили попсу, и где в разгар избирательной кампании, как рекламу, разместили ролики оппозиционных кандидатов Некляева и Санникова.
Юрий Базан, директор "Авторадио": "Судьба страны решается не на кухне, а на площади".
Безобидная фраза про кухню и площадь - теперь почти главный идеологический спор в белорусском обществе.
Станислав Шушкевич: "Они били детей, они ломали кости женщинам, детям, били стариков, а председатель Центральной избирательной комиссии позволила себе сказать, что лучше бы эти женщины сидели дома и варили борщ, чем вышли на площадь".
Валентина Васильевна, как только вышла из следственного изолятора, сразу увидела, что Председатель ЦИК говорит про нее.
Валентина Васильевна и ее муж отсидели 10 суток и не жалеют, что были на акции протеста. Их кандидат под следствием. Пенсионеры ждут 31 января, именно в этот день будет озвучено окончательное решение о санкциях. У Лукашенко есть 2 недели на то, чтобы подумать и отпустить политических заложников.