У российских учеников появится так называемый «паспорт школьника»
Лишь каждый десятый ребенок в России заканчивает школу совершенно здоровым. Ситуация удручающая. Власти видят решение проблемы во введении "паспорта здоровья" каждого ученика.
Рассказывает руководитель Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Алина Левитская.
Вопрос: Что же такое паспорт здоровья школьника?
Ответ: На самом деле это скорее не паспорт, а своего рода дневник наблюдений за состоянием здоровья ребенка, развитием его, показателями становления как личности.
Вопрос: Чем же вызвана необходимость появления такого документа о каждом отдельном школьнике?
Ответ: На самом деле такая работа ведется, но, может быть, она на сегодня, я бы сказала, несколько разрозненна. Статистика эта на сегодня грустная. Оказывается, только 10% выпускников наших школ относится к первой группе здоровья, то есть могут быть названы абсолютно здоровыми. И вот эта грустная статистика просто обязывает объединить усилия всех родителей, психолога школьного, школьного врача, учителя физкультуры, предметников, классного руководителя, социального педагога, районную поликлинику, которая проводит диспансеризацию и, как правило, результаты этой диспансеризации бывают практически неизвестны ни родителям, ни школьным педагогам. Так вот наша задача, чтобы все, что сегодня разрозненно или пока еще не работает, формировать такую культуру в ребенке, поведенческую.
Вопрос: Насколько я знаю, паспорт здоровья вызвал бурные споры. В чем основные претензии критиков?
Ответ: Основные претензии высказывались в части подробных медицинских показателей. И нужно сказать, в той версии, которая сейчас готовится к тому, чтобы как электронная версия быть рекомендованной для продолжения эксперимента, этого большого блока медицинских показателей нет. И мы посчитали это правильным, потому что они есть в медицинской карте каждого школьника в районной поликлинике. Вторая часть претензий была связана с тем, что часть страничек этого паспорта предполагает активное вмешательство в частную жизнь семьи. Если мы пролистаем вариант, который предполагается к дальнейшему продолжению эксперимента, то здесь нет таких, на наш взгляд, показателей, которые можно оценивать как грубое вмешательство в жизнь семьи. Там была часть вопросов, касавшаяся отношений ребенка с родителями. Этой части вопросов нет.
Вопрос: Кто будет заводить паспорт или дневник, как его еще называют?
Ответ: Родители и ребенок заводят, с их согласия заводят. Кроме родителей и ребенка, здесь предполагается, по крайней мере в этом варианте, страницы медицинского работника, который может либо сам внести сведения, либо сообщить их родителям, и родители с ребенком могут их внести. Есть страница школьного психолога. Есть страница учителя физкультуры. Есть страница классного руководителя. Может быть, появятся страницы какие-то еще по итогам эксперимента. Мы не знаем.
Вопрос: Когда школьники могут взять в руки этот паспорт здоровья?
Ответ: В 2011-2012 году мы предполагаем работу в экспериментальном режиме над электронной версией. По итогам этого эксперимента будет предметное, профессиональное экспертное обсуждение всех заинтересованных сторон. А после этого, наверное, не раньше 2013-2014 года, оптимальный вариант будет предложен в субъекты Российской Федерации.
Вопрос: У вас есть дети, которые учатся в школе?
Ответ: Старший сын у меня уже давно не учится в школе, а девочки Вера и Настя еще учатся. И я, как мама, хочу сказать, что если бы такой дневник наблюдений у них был с 1 класса, может быть, мы бы не проглядели, что у одной из девочек сейчас проблема с осанкой и еще целый ряд проблем, которых, я считаю, мы могли бы избежать на тот момент, когда только появлялась угроза.