Жители деревни, разделённой границей между Мордовией и Рязанской областью, начали враждовать
Ещё летом все они были объединены одной бедой - природными пожарами. Однако после того, как государство помогло погорельцам, всё изменилось. Жилье и инфраструктуру специалисты восстановили только в Мордовской части, чем вызвали возмущение тех, кто остался в старых домах.
На зиму надо запастись как минимум одной машиной дров, рассказывает Мария Калугина. Печку пенсионерка топит 2 раза в день: на ночь и утром, когда в избе опять становится холодно. Мария Калугина - жительница рязанской части деревни Свеженькой. Летом, когда здесь бушевали пожары, дом Калугиной уцелел. Погорельцам помогли, а вот о нас, тех, кто не сгорел, забыли, - с горечью говорит пенсионерка.
Мария Калугина, жительница деревни Свеженькая (Рязанская область): "Им и везут, и деньгами дают, и построили. Нет, нам ничего нет. И вот остались мы, 13 семей. Это вражду нам сделали. Этих уж очень наградили, а нас оставили как рак на мели".
"На мели" жители рязанской Свеженькой остались и в буквальном смысле. Единственного колодца с питьевой водой в деревне на всех не хватает, он почти высох. Воду пытается найти Владимир Павленко, делает новый колодец у себя во дворе.
Владимир Павленко, житель деревни Свеженькая (Рязанская область): "В мордовской Свеженькой как только закончился пожар, началось строительство посёлка, и тут же, параллельно стали бурить скважину артезианскую и установили водонапорную башню. А мы остались ни при чём".
В мордовской части деревни Свеженькой для погорельцев построили 17 новых домов. Свеженькую мордовскую и Свеженькую рязанскую разделяет железнодорожная колея. По то сторону железной дороги новоё жильё для погорельцев строить не стали.
Несколько пострадавших на рязанской стороне выбрали денежную компенсацию, остальные погорельцы решили переехать в Сасово - районный центр в Рязанской области, где им предложили квартиры.
Огонь не делил Свеженькую на мордовскую и рязанскую. Всего в селе сгорело около 100 домов. Это был настоящий шторм из огня. Избы полыхали по обе стороны железной дороги.
Смена проводника Нины Чекмуриной как раз пришлась на 25 июля, когда огненная стихия уничтожала посёлок. Поезд приходит в Свеженькую из Сасова один раз в день.
Нина Чекмурина, проводник: "Сквозь огонь и пламя - да, ужасно было. Когда всё это загорелось, собирали по дороге людей просто на каждом метре. Шли они от пламени, уходили из деревни, кто в чем был, и ребятишки голые, и бабушки босиком. Собирали по дороге всех".
На мордовской стороне восстановили газоснабжение и провели водопровод, в том числе, и к уцелевшим от огня старым избам.
В рязанской части всё по-прежнему - ни магазина нет, ни газа, ни водопровода. Сейчас здесь боятся, что в деревню прекратят доставлять газ в баллонах.
Алла Молчанова, жительница деревни Свеженькая ( Рязанская область): "Газ привозили весной. И пользуемся мы вот теми остатками, что нами привезли. Если нам в дальнейшем не привезут, это для нас трагедия полная".
В администрации Рязанской области заверяют: трудности в Свеженькой временные".
Валерий Ионов, первый заместитель Председателя Правительства Рязанской области: "Оставшаяся часть людей, которые не пострадали, продолжает проживать в деревне Свеженькая. У нас важнейшая задача сейчас была обеспечить тех, кто остался без крыши над головой, и мы дальше продолжаем работу по строительству социальной инфраструктуры населенных пунктов, которые пострадали от огня".
На то, что в Свеженькой рязанской появится социальная инфраструктура - магазин, газопровод - надеется и Мария Калугина.
Мария Калугина, жительница деревни Свеженькая (Рязанская область): "Мы хлопочем, нам говорят - два раза приезжали - стараемся, стараемся. Но старания никакого пока не видим".
Пенсионерка думает, как ей пережить эту зиму. А её сосед Владимир Павленко в очередной раз отправляется за водой. До колодца идти полкилометра. Бидон на 32 литра семья Павленко постарается растянуть на 2 дня.