В Эрмитаже представлена экспозиция знаменитого Центра имени Жоржа Помпиду
Необычная выставка в Петербурге: в рамках перекрёстного года России и Франции в Эрмитаже представлена экспозиция знаменитого парижского центра имени Жоржа Помпиду. Перформанс, инсталляция, абстракция - для залов Эрмитажа явление непривычное.
Уже на входе в выставочный зал - провокация. "Сушилку для бутылок" называют не иначе как шедевром. Ее даже сделали эмблемой экспозиции. Ведь она - родоначальница всего современного искусства. Зрители морщат лбы, склоняют лица, и - попадают в ловушку.
"Сушилка" - действительно, просто сушилка. 27-летний парижанин Марсель Дюшан купил ее в обычной скобяной лавке. И она принесла ему известность. Было это почти сто лет назад.
Дмитрий Озерков, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа: "Он поставил на ней подпись. Здесь вы можете видеть подпись Марселя Дюшана. Все, что он сделал, это взял готовую вещь и сделал ее искусством. Идея, ход, новая стратегия - вот что двигало искусством 20 века".
Из парижского Центра Помпиду в государственный Эрмитаж привезли всего 12 произведений. Но каких! Каждое - веха в истории искусства, переворот, взрыв сознания.
Дмитрий Озерков, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа: "До этого у нас были стили, были жанры, периоды, как "Голубой период" Пикассо, например. Художники используют самые разные вещи. Например, Сезар берет готовую машину и плющит ее огромным прессом. Создает дорожный знак, обрезая машину по краям".
Центр имени одного из президентов Франции, Жоржа Помпиду, был открыт в 1977 году. Ради него даже снесли знаменитый злачный рынок "Чрево Парижа". Само здание - произведение современного искусства. В нем нет опор. Лестница и все коммуникации проложены снаружи и выкрашены в кричащие краски. А собранная здесь коллекция произведений, наверное, как нельзя лучше характеризуют "наш сумасшедший 20 век".
В 1965 году художник Роман Опалка придумал дело всей жизни: взял черный холст и поставил в верхнем углу цифру "1". Числовым рядом он заполнил всю картину до самого низа. И вот уже полвека он продолжает эти числа. С каждой новой картиной фон - все светлее, цифры - неразличимее, а художник - все старше. Он заявляет, что творение завершится только со смертью автора. А пока он жив, его последняя картина "Фрагмент 3 млн 339 тыс 185" кочует по миру.
Поучаствовать в дискуссии недоумевающим зрителям предлагают прямо тут же. После - прогулки по шедеврам. Например, по красной палатке "Без названия". И опять провоцируют. Сами-то организаторы, конечно, знают, что значат полосатые квадраты, или перевернутые стулья: "Концептуальный минимализм", "Лирическая абстракция", "Новый реализм". И, наверное, чтобы люди не пугались всех этих творений, некоторые картины из Центра Помпиду в помпезном Николаевском зале заключили в клетки.
На этой выставке провокационна даже Книга отзывов. Чтобы оставить запись, нужно подняться на подиум, подойти к трибуне. А это уже перформанс или инсталляция, как хотите. В любом случае - художественный акт современного искусства.