Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
30 сентября 2010, 09:06

Большой театр просят вернуть на историческое место уникальные старинные колокола

В Москве разгорается спор между Большим Театром и церковью. Яблоком раздора стали старинные колокола, которые привезли на главную сцену страны в 30-е годы прошлого века. Тогда их спасли от переплавки, а сейчас представители церкви уверяют, что пришла пора вернуть им реликвию. Между тем, за десятилетия колокола успели стать неотъемлемой частью музыкального сопровождения многих постановок.

Заставить Бориса Годунова забраться под самый потолок театра могли только они - 35 отреставрированных, сверкающих колоколов. Свое такое трепетное отношение солист Большого театра Михаил Казаков объясняет просто. Во время спектаклей они благословляют не Бориса Годунова на царствие, а его, Михаила Казакова, на исполнение роли. Артист удивился, когда в Большой пришло письмо из Общества церковных звонарей с просьбой колокола вернуть церкви.

Михаил Казаков, заслуженный артист России, солист Большого театра: "Это уникальный инструмент, и нет никакого смысла говорить о передаче, это дополняет звучание оркестра, это добавляет колорит".

Игорь Коновалов, председатель Общества церковных звонарей: "Для церкви это святыня, это звучащая икона или звучащий иконостас, для церкви это памятник церковной истории".

Они появились в Большом в самый разгар богоборчества. Советская Россия сбрасывала колокола и отправляла на переплавку. Вековые благовестники становились тракторами, радиаторами отопления и сковородками. Большой спас несколько колоколов. Они дополнили уже существовавшую в театре с середины XIX века звонницу.

Лидия Харина, директор музея Большого театра: "У нас такие композиторы, как Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков трудились - весь мир их знает, почему мы должны отказываться от звука, который они придумали для этого инструмента?"

Тихо и пусто внутри колокольни храма Воскресения Христова в Кадашах. Здесь нет колоколов. Раньше они оглашали торжественным звоном все Замоскворечье и были частью единого звукового ансамбля старой Москвы. По церковным и государственным праздникам перезванивались с колоколами Московского Кремля и храма Христа Спасителя.

Среди музыкальных инструментов Большого театра - два благовестника именно из этой церкви, считают в Обществе церковных звонарей.

Храму, по словам служителей, колокола изначально были еще и жизненно необходимы. Во время строительства в XVII веке звонница накренилась. И колокола повесили так, чтобы они своей тяжестью уравновешивали конструкцию. Пустая башня клонится к земле с каждым годом все сильнее.

Местонахождение кадашевских благовесников знали давно, уверяют звонари. На вопрос: "Почему забили в набат только сейчас, после того как Большой провел дорогостоящую реставрацию колоколов?", отвечают: ждали, когда театр сам вернет.

Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко передал в церковь Спаса Преображения на Песках десять колоколов. Так поступили и другие театры. МХАТ имени Горького вернул звон храму Иоанна Воина на Якиманке, кремлевский Дворец Съездов - Казанскому собору на Красной площади.

В своем обращении Общество церковных звонарей настаивает на проверке происхождения всех колоколов Большого. В театре архивы пока не поднимают и на вопрос: "О чем будут звонить колокола?", пока отвечают очередной премьерой. В декабре 2011-го, на основной сцене - возрожденная опера "Борис Годунов". Царя коронуют под колокольный перезвон.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей