Новый метод, разработанный российскими кардиохирургами, стал альтернативой пересадке сердца
Последний шанс и последняя надежда - врачи из Российского научного центра хирургии имени академика Петровского освоили новый метод, они научились с успехом реконструировать человеческое сердце. К жизни возвращают пациентов, которым уже не могли помочь никакие лекарства и могла спасти только пересадка сердца. Съёмочная группа Первого канала встретилась с медиками, творящими чудеса.
Шаг вправо, шаг влево - пока еще боль, но уже не в сердце. Спустя неделю после операции болью в груди о ней напоминает еще незаживший шов и слезы жены. Ни Лена, ни сам Игорь никак не могут поверить, что 16 лет мучений, таблеток, больниц, обследований и бесконечных диагнозов остались в прошлом. Теперь, чтобы страхи ушли, каждый осмотр врачи начинают главным для него вопросом: "Какие планы на жизнь?"
Игорь Рязанцев, пациент: "Какие планы на жизнь? Планов на жизнь теперь много, теперь надо внуков поднять, всех поднять".
Игорь Рязанцев - 17-й человек в России, которому провели реконструкцию сердца. Про его болезнь кардиологи говорят - некомпактный миокард. Это значит, что между клетками сердца существуют пустоты, оно не может правильно сокращаться и растягивается до огромных размеров. Сердце Игоря уменьшили почти в два с половиной раза, фактически полностью перекроили.
В одной операции на сердце хирурги соединяют семь разных, и называют ее – "обратное ремоделирование", то есть, больной и разросшейся сердечной мышце возвращают идеальные, насколько это возможно, размеры и пропорции. Альтернативы у тех, кто попадает на этот операционный стол, как говорят врачи, нет, если не считать пересадки сердца.
Их называют - пациенты из листа ожидания, те, кого спасет лишь новое сердце. Их миллионы. Доноров - в десятки раз меньше, и дожидаются их единицы, которые получают возможность жить, но всю оставшуюся жизнь вынуждены провести будто под колпаком, под строгим наблюдением врачей. Из двадцати ожидающих пересадки сердца за год в листе Российского научного центра хирургии осталось только трое. Остальных смогли вылечить с помощью новой операции.
Сергей Дземешкевич, профессор, директор РНЦХ: "Левый желудочек пациента и это работающее устройство. Во время сокращения сердца через это устройство часть крови поступает в искусственный желудочек сердца, и когда сердце отдыхает, желудочек выбрасывает кровь в аорту. Таким образом, облегчается работа сердца и улучшается кровоснабжение всех органов и систем".
Костыль на сутки - называет эту разработанную в Голландии систему профессор Дземешкевич. Чтобы помочь сердцу настроиться на новую жизнь, сразу после операции его соединяют с его искусственной частью. От нее в само прооперированное сердце вводят трубку - дополнительный кровеносный сосуд.
Первые сутки они работают, словно в паре. Если свое сердце не справляется, его заменяет аппарат. Со временем помощь требуется все меньше, и его отключают. Таких устройств - несколько в мире, и оно пока единственное в России, способное запустить сердце без поддерживающих сильнодействующих препаратов.
Сергей Дземешкевич профессор, директор РНЦХ: "Абсолютно драматическое изменение, в хорошем смысле драматическое изменение ситуации. Человек, который не ходил, оживает. К нам из соседней клиники женщину перевели на носилках".
Наталья Травина, пациентка: "В сентябре я как раз поступила, долго со мной очень мучились, не решались на операцию, а сейчас, видите, я с вами разговариваю..."
Это Наталью Травину перевели в реанимацию на носилках в прошлом сентябре. Сейчас Наталья Степановна кокетливо предлагает поменять местами цифры в числе своих лет, потому что так и чувствует себя - на 36. Тогда таких операций еще не делали, но по-другому ее было не спасти. Сегодня она здесь на плановом обследовании. Впрочем, в центре хирургии предпочитают говорить - сегодня у нас праздник. В гостях пациент, чье реконструированное сердце стучит без перебоев уже год.