Загадочные идеи — на фестивале перформанса в Москве
Поклонников современного искусства собрал проходящий в эти дни в Москве фестиваль перформанса. Явление, о котором спорят и которое многие считают непонятным и непостижимым - представляют российские и американские художники. Их произведения - не полотна и скульптуры, а сама жизнь. Одних это восхищает, других шокирует.
Человек ползет по бетонному полу. Упирается в стену, но продолжает ползти. Человеком управляют с пульта. Человек читает стихи, рыдает, хохочет, прыгает - по команде джойстика. В перформансе художественным произведением считается действие. Причем практически любое. За время существования перформанса художники перепробовали, кажется, все. Обливали себя краской, изображали собак, ходили по стеклу, дрались со зрителями. Самые невероятные и абсурдные поступки закрепили за перформансом репутацию этакого безумия от искусства.
Рашад Ньюсом, художник-перформансист (США): "Да, я порой и сам не понимаю некоторых работ, которые вижу у моих коллег. Но это неплохо, потому что рождает вопросы и заставляет задуматься".
Перформансы самого Рашада Ньюсома более просты. Вот здесь, например, он дирижирует хором девушек. Девушки, правда, не поют. А просто издают звуки, наиболее типичные для чернокожих американок. Восклицания недоумения, восторга, раздражения переплетаются в причудливый музыкальный узор.
Кэлуп Линзи, американский перформансист, разговаривает с миром от лица сразу нескольких людей. Каждый из его героев имеет свои взгляды, они могут спорить, даже конфликтовать. Так внутри одного человека идет дискуссия о важных современных проблемах.
Кэлуп Линзи, художник-перформансист (США): "Очень важен контекст, в котором происходит тот или иной перформанс. Само по себе действие может выглядеть странно, нелепо, но если вы посмотрите шире, соотнесете это с какими-то обстоятельствами общественной жизни, психологическими и социальными проблемами, вам многое прояснится".
Это еще одна отличительная черта перформанса - он предельно социален, мгновенно отзывается на любые общественные процессы. Часто шокирует, и почти всегда призван сломать стереотипы восприятия.
Юлия Аксенова, московский куратор фестиваля "100 лет перформанса": "Понимаете, это искусство действия. Это искусство, в котором художник свое тело личное ассоциирует с телом социальным. И мне, например, задают вопросы о том, не кажется ли мне, что этот перформанс слишком радикален, и как это оправдывает себя".
Многие работы художников-перформансистов и правда исполнены тоски и отчаяния. Впрочем, исключения бывают. Перформанс художницы Лизы Морозовой называется "Преодоление гламура". Девушки, одетые в модельные платья, предлагают заключить в свои объятия всех желающих. По мнению автора, холодный мир гламура возводит стену отчуждения между людьми.
Лиза Морозова, автор перформанса "Преодоление гламура": "Я эту ситуацию пытаюсь ненавязчиво разрушить, дать современному человеку то тепло, которое ему нужно, но которого он никогда не попросит, он уже отучен от этого".
Два основных предубеждения против перформанса: он как правило непонятен обывателю и чаще всего глубоко пессимистичен. Перформанс снова ломает стереотипы: ничего пессимистичного, и уж тем более непонятного в этом нет.
Все время существования перформанса не утихают споры о том, можно считать его полноценным искусством, или нельзя. Ну что уж такого художественного в том, чтобы просто обняться. Но если брать в расчет только силу эмоционального воздействия на зрителя, кажется, мало что может сравниться с такими вот моментами, когда искусством вдруг становится сама жизнь.