Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
8 сентября 2010, 18:15

Загадочные идеи — на фестивале перформанса в Москве

Поклонников современного искусства собрал проходящий в эти дни в Москве фестиваль перформанса. Явление, о котором спорят и которое многие считают непонятным и непостижимым - представляют российские и американские художники. Их произведения - не полотна и скульптуры, а сама жизнь. Одних это восхищает, других шокирует.

Человек ползет по бетонному полу. Упирается в стену, но продолжает ползти. Человеком управляют с пульта. Человек читает стихи, рыдает, хохочет, прыгает - по команде джойстика. В перформансе художественным произведением считается действие. Причем практически любое. За время существования перформанса художники перепробовали, кажется, все. Обливали себя краской, изображали собак, ходили по стеклу, дрались со зрителями. Самые невероятные и абсурдные поступки закрепили за перформансом репутацию этакого безумия от искусства.

Рашад Ньюсом, художник-перформансист (США): "Да, я порой и сам не понимаю некоторых работ, которые вижу у моих коллег. Но это неплохо, потому что рождает вопросы и заставляет задуматься".

Перформансы самого Рашада Ньюсома более просты. Вот здесь, например, он дирижирует хором девушек. Девушки, правда, не поют. А просто издают звуки, наиболее типичные для чернокожих американок. Восклицания недоумения, восторга, раздражения переплетаются в причудливый музыкальный узор.

Кэлуп Линзи, американский перформансист, разговаривает с миром от лица сразу нескольких людей. Каждый из его героев имеет свои взгляды, они могут спорить, даже конфликтовать. Так внутри одного человека идет дискуссия о важных современных проблемах.

Кэлуп Линзи, художник-перформансист (США): "Очень важен контекст, в котором происходит тот или иной перформанс. Само по себе действие может выглядеть странно, нелепо, но если вы посмотрите шире, соотнесете это с какими-то обстоятельствами общественной жизни, психологическими и социальными проблемами, вам многое прояснится".

Это еще одна отличительная черта перформанса - он предельно социален, мгновенно отзывается на любые общественные процессы. Часто шокирует, и почти всегда призван сломать стереотипы восприятия.

Юлия Аксенова, московский куратор фестиваля "100 лет перформанса": "Понимаете, это искусство действия. Это искусство, в котором художник свое тело личное ассоциирует с телом социальным. И мне, например, задают вопросы о том, не кажется ли мне, что этот перформанс слишком радикален, и как это оправдывает себя".

Многие работы художников-перформансистов и правда исполнены тоски и отчаяния. Впрочем, исключения бывают. Перформанс художницы Лизы Морозовой называется "Преодоление гламура". Девушки, одетые в модельные платья, предлагают заключить в свои объятия всех желающих. По мнению автора, холодный мир гламура возводит стену отчуждения между людьми.

Лиза Морозова, автор перформанса "Преодоление гламура": "Я эту ситуацию пытаюсь ненавязчиво разрушить, дать современному человеку то тепло, которое ему нужно, но которого он никогда не попросит, он уже отучен от этого".

Два основных предубеждения против перформанса: он как правило непонятен обывателю и чаще всего глубоко пессимистичен. Перформанс снова ломает стереотипы: ничего пессимистичного, и уж тем более непонятного в этом нет.

Все время существования перформанса не утихают споры о том, можно считать его полноценным искусством, или нельзя. Ну что уж такого художественного в том, чтобы просто обняться. Но если брать в расчет только силу эмоционального воздействия на зрителя, кажется, мало что может сравниться с такими вот моментами, когда искусством вдруг становится сама жизнь.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей