Тысячи французов вышли на улицы, протестуя против увеличения пенсионного возраста
Вувузелы, ставшие популярными на прошедшем чемпионате мира по футболу в ЮАР и запрещённые на стадионах в Европе, зазвучали в ходе общенациональной забастовки во Франции. Учителя, почтальоны и сотрудники транспортных компаний вышли на улицы в знак протеста против планов властей увеличить возраст выхода на пенсию.
Профсоюзы обещали коллапс, но коллапса не вышло. Хотя рекорд побит. Два с половиной миллиона человек - по данным профсоюзов, по данным полиции - не многим более 500 тысяч - столько собрали сегодня манифестации по всей стране.
Бернар Тибо, лидер профсоюзов: "С нами сегодня гораздо больше сторонников, чем в июне. Это факт, и правительство не может с этим не считаться!"
Однако правительство заявляет, что уличные марши на ход реформы не повлияют. Официальный возраст выхода на пенсию во Франции сейчас - 60 лет. Предполагается, что он должен увеличиться до 62 лет, но не сразу, а постепенно, к 2018 году.
Арифметика проста. Уже сейчас в Пенсионном фонде Франции дыра в два миллиарда евро. К 2020 году она увеличится до 45 миллиардов, а к 2030 году - до 70 миллиардов евро. Бюджет ни одной страны не выдержит такого дефицита.
Министр труда Эрик Верт держит удар. Оппозиция свистит, улюлюкает и топает ногами. Однако аргументы Верта просты.
Эрик Верт, министр труда Франции: "Мы предлагаем изменить пенсионный возраст с 60 до 62 лет, поскольку изменилось многое. К примеру, увеличилась продолжительность жизни, поэтому вполне естественно и логично, что мы должны работать дольше".
Самый слабый пункт реформы - сам Эрик Верт. Министр труда замешан в скандальном деле владелицы компании Л’Ореаль Лилиан Бетанкур. Следствие сейчас разбирается, действительно ли миллиардерша давала наличные Верту на президентскую кампанию Николя Саркози, и помогала ли его супруга уклоняться от налогов мадам Бетанкур. И хотя президент Саркози не единожды публично выражал свое доверие министру, для оппозиции вся эта история, как красная тряпка.
Кристина, участница марша: "Я чувствую себя 70-летней старухой, которую никогда больше не возьмут на работу. А как же быть молодым людям, если они не могут сразу устроиться на работу?"
Николя, участник марша: "Мы здесь, чтобы выразить солидарность с пожилыми людьми. Наше несогласие с пенсионной реформой - ведь это касается и нас, нашего будущего!"
Для президента Саркози эта реформа может стать роковой. Рейтинг его популярности сейчас – 32%. Ниже не было ни у одного главы Франции. И предстоящее увеличение пенсионного ценза доверия граждан ему не добавит, хотя все понимают, что реформа неизбежна.