Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
15 июля 2010, 21:27

В Псковскую область едут иностранные волонтеры помогать особенным детям

Ребята, от которых отказались собственные родители, нуждаются не только в человеческом тепле, но и в заботе врачей. Но оказалось, что лечение идет быстрее, если оно проходит в домашней обстановке. Некоторые из добровольных помощников настолько привязались к своим подопечным, что переехали в деревню жить.

Оксфордский акцент в вагоне. Не стройно, зато дружно поют вместе английские студенты-волонтеры и русские. Их желтая подводная лодка мчит в российскую глубинку, к особенным детям. Джейд беспокойно всматривается в пейзаж за окном. Как будто там ответ на ее единственный вопрос: "Узнает ли меня в этом году Катенька".

Джейд Селина Робинсон, волонтер: "Между мной и детьми была какая-то связь. Я же обещала им вернуться. Я бы не могла спать, если бы не приехала".

Владимир Иванович, так просит называть себя задумчивый юноша, тоже в интернат возвращается. Но он там не каникулы проводил, а жил. Приехать туда, откуда всегда мечтал сбежать, Вова не боится. Он даже рад. Рад помочь.

Владимир, волонтер: "Я просто чувствую, что они чувствуют, потому что был на их месте, у них целый комплекс проблем, с которыми им никто не поможет".

Как к ним приезжали волонтеры, Сережа помнит. В прошлом году московские добровольцы их вообще из интерната забрали в деревенский домик, погостить на лето. А остались на год. Четверо мальчишек и трое взрослых живут общиной. Этим утром Слава учится готовить омлет на всех, до этого он думал: каждый сам за себя.

До скрипа за всеми всегда моет посуду Сережа. Эти ребята делают старательно все, о чем попросишь.

Подскажут, помогут, выслушают. Воспитатели - всегда рядом. Но едва заметно. Так учат самостоятельности: 18-летние дети должны взрослеть. Хотя иногда кажется: эти ребята от природы мудрые. Сережа недавно виделся с мамой, которую за пьянство лишили родительских прав.

Опаснее буйного взрослого еще несколько месяцев назад считали белокурого Славика. В интернате его успокаивали таблетками. Здесь считают: лучше лекарства - разговор. А со Славой - только на равных.

Дорога домой - через соседские дворы. Для мальчишек они всегда нараспашку. Ребята в ответ открыты каждому. Всегда готовы помочь. Наколют дрова, принесут воды. Их здесь так и называют - тимуровцы.

Дядя Витя, он же Виктор Александров, кумир Жоры. Потому что может все сам: и кран починить, и дом построить. Уже договорились - осенью - мастер-класс.

Жора – философ, любит рассуждать, радуются психологи, иногда эмоционально. За каждое крепкое словцо штраф - 10 отжиманий. Вот только спорт нарушителю дисциплины тоже нравится.

Воспитательная работа здесь похожа на семейную строгость. Аист уверен: он прилетел по адресу. Здесь и дети - в радость, и детям - радость. "Эксклюзивная" методика - просто жить нормальной жизнью. Для ребят это значит - каждый день титанический труд. Еще год назад они не могли ни ходить уверенно, ни держать ложку в руках.

Волонтеры со своими подопечными живут на краю деревни - в обычном скромном доме обычной сельской жизнью. Им самим, детским врачам, воспитателям интерната еще несколько лет назад казалось: это невероятно, невозможно.

Легко поверить даже после беглого визита в интернат. Здесь, кстати, тоже есть аист, правда, пластмассовый. Полдник - молоко и булочки. 86 детей приводят группами. По расписанию.

Геннадий Филькин, директор Бельско-Устьенского детского дома-интерната для умственно отсталых детей: "Пусть это грубо сказано, но мы воспитываем детей-потребителей. Вот они пришли - их накормили, сходили в баню - им дали чистое белье".

Младшая группа. 9 детей - и все разные. Замкнутые, кроткие или наоборот.

Лидия Шугаева ведет группу 7 лет. Ближе этой воспитательницы у них нет никого. Она - почти мама в рабочее время.

Лидия Шугаева, воспитатель: "Это же очень тяжело, но, может, потому что у меня своих нет, я все им отдаю".

Здесь дети живут до 18 лет. А дальше у них очень ясное будущее - психо-неврологический интернат. До конца жизни.

Дмитрий Марков, волонтер из Федково: "Если в тюрьме люди сидят и понимают, за что они сидят, так там сидят, просто потому что у нас сейчас такая система".

Старшая группа. Маша старательно обводит синей краской английское "хэппи". Что такое счастье, она знает со слов Ховарда. Или Хобота - так дети прозвали британского волонтера.

На стене список: Ховард пытается вести статистику, кого удалось вырвать из замкнутой системы, а кого - нет. Он бросил все - Оксфорд, Лондон и любимую науку - историю. Три года назад Ховард приехал на лето волонтером и дал себе обещание не уезжать, пока не устроит судьбу каждого ребенка.

Поседевший Ховард подбирает слова, не потому что не знает языка - говорить тяжело. Он привык к холодам зимой, к комарам летом, к жизни без электричества и водопровода. Но смириться с безнадежным детским будущим не может. И возвращается в интернат, где его уже ждут. Хотя бы на день.

Читайте также: