Инцидент со шпионским скандалом в отношениях между Россией и США исчерпан
Такое мнение высказывают в Москве, и в Вашингтоне. История закончилась обменом 10 человек из США на четверых из России. Все проходили по делам о шпионаже. Сегодня стало известно, что Дмитрий Медведев подписал указ о помиловании россиян, отбывавших наказание за госизмену.
Все четверо - это Игорь Сутягин, Александр Запорожский, Геннадий Василенко и Сергей Скрипань - предварительно обратились с соответствующими прошениями в адрес главы государства. В них они признали вину. Соединённые Штаты, в свою очередь, депортировали десятерых фигурантов скандала последних дней.
Движение по улице, где расположен суд, в котором решалась судьба 10 арестованных по так называемому шпионском делу, было парализовано на несколько часов. Журналистам не хватило тротуара, и они заняли одну из полос проезжей части. Причем, когда все уже решилось, никто не хотел расходиться.
Складывалось впечатление, что после молниеносного процесса его участники так же быстро выйдут на свободу и десятки операторов боятся это пропустить. О том, что задержанные нелегалы в течение ближайших часов покинут территорию Соединенных Штатов, заявила судья Кимба Вуд, сразу после того, как все они признали себя виновными и им был вынесен приговор.
Все задержанные признали, что действовали в США в качестве агентов-нелегалов. Настоящие имена большинства из них впервые прозвучали в зале суда, это Владимир и Лидия Гурьевы, арестованные как Ричард и Синтия Мерфи; Михаил Куцик и Натаия Переверзева, они же Майкл Затолли и Патриша Миллс; Андрей Безруков и Елена Вавилова с американскими именами Дональд Хтфилд и Трейси Фоли; и Михаил Васенков, известный до этого как Хуан Лазаро. Вики Пелаес, Анна Чэпмэн и Михаил Семенко жили в США под своими настоящими именами. И никому из этих людей не было предъявлено обвинение в шпионаже. После процесса к журналистам вышел адвокат Анны Чапмэн.
Роберт Баум, адвокат Анны Чапмэн: "Я могу вам сказать, что это было трудное решение для нее, признать себя виновной, и связанно оно во многом с условиями ее содержания в тюрьме, близким к экстремальным. С момента ареста мисс Чапмен находилась в следственном изоляторе в Бруклине. Ей разрешали гулять всего час в день, ей была запрещена телефонная связь, запрещены встречи с кем-либо, за исключением ее адвоката, у нее не было разрешения на просмотр теленовостей и чтение газет".
Адвокат также предположил, что все депортируемые вскоре будут доставлены в один из аэропортов Нью-Йорка, откуда улетят в Москву. Сразу после этих слов над зданием зависли вертолеты с операторами новостей, карауля с воздуха выезд автобуса с осужденными.
Во время заседания суда стало известно, что это не просто депортация, а обмен, и местные журналисты сразу стали говорить о том, что подобное не практиковалось четверть века.
Официальный Вашингтон тем временем отмечает, что подобное завершение шпионского скандала говорит о прогрессе в американо-российских отношениях.
Хуан Зарате, эксперт: "Обе страны хотят поскорее оставить этот случай в прошлом. Обмен позволяет сделать это наиболее мягким способом".
Без ответа пока остается вопрос, когда бывшие нелегалы воссоединятся со своими абсолютно легальными детьми. Представители американского правительства лишь заявляют, что дети смогут уехать в Россию в любой момент, когда захотят.