В Костромской области в любой момент может вспыхнуть страшная эпидемия
Смертельно опасные ловушки могут унести сотни жизней. Речь идет о скотомогильниках, расположенных в Костромской области. Когда-то там захоронили животных, пораженных сибирской язвой. И как предупреждают медики, в любой момент в тех краях может вновь вспыхнуть эпидемия этой болезни. При этом самое ужасное, что местные жители даже не догадываются, как они рискуют.
Ветхая ограда с едва различимой надписью, за ней – захоронение животных, погибших от страшной болезни. Скотомогильник у деревни Ихолово появился несколько десятилетий назад, но до сих пор, говорят специалисты, споры сибирской язвы, хранящиеся в земле, могут вызвать смертельно опасное заболевание.
Александра Корноухова, начальник Галичской районной станции по борьбе с болезнями животных: "Это же сибирская язва! Болеют и люди, и животные, все виды животных. Поэтому это, конечно, может быть опасно, и хозяин за этим сибиреязвенным захоронением, конечно, кто- то должен быть. Должны соблюдаться все правила ветеринарно-санитарных требований".
Жители деревни помнят, как дорого тогда обошлась хозяйству вспышка сибирской язвы. Из-за одной заболевшей коровы пришлось уничтожить все поголовье.
Сергей Опарин, житель д. Ихолово: "Всех сожгли, всю скотину, и закопали. И навоз, и сено. Все сожгли".
Раньше за этот скотомогильник отвечал местный колхоз, потом сельсовет, в последние годы он стал бесхозным. Обустроить захоронение некому. А по правилам, вокруг него должен быть двухметровый забор, глубокая канава и ворота на входе.
Александр Транчуков, глава администрации Ореховского сельского поселения: "Для нас это, конечно, большая нагрузка, для нашего поселения. Мы будем либо заниматься скотомогильником, либо делать заборы, асфальтировать дороги".
Год назад районная прокуратура потребовала передать могильник на баланс сельской администрации. Но здесь говорят: денег на его обустройство в бюджете нет. Похожая ситуация и в соседнем селе. Кто должен отвечать за содержание скотомогильника у деревни Унорож, теперь решает районный суд. Иск прокуратуры поначалу удовлетворили, но ответчики – представители администрации судебное решение обжаловали.
Татьяна Ермолова, помощник Галичского межрайонного прокурора: "Так как было установлено, что эти скотомогильники являются бесхозяйными, было принято решение, чтобы они были поставлены на учет на территории поселений, в которых они находятся. Это Ореховское сельское поселение и Унорожское сельское поселение".
Как говорят в Россельхознадзоре, из нескольких сотен сибиреязвенных захоронений, зарегистрированных в Костромской области, только 9 оборудованы по всем правилам. Некоторые, как здесь, обнесены изгородью, есть предупреждающая табличка. Но чаще неизвестно даже точное местонахождение опасного захоронения.
Ликвидировать очаг инфекции, считают специалисты, гораздо труднее, чем просто содержать скотомогильники в порядке. В качестве примера приводят недавний случай в соседней Нижегородской области.
Светлана Петренкова, заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям: "В одном из районов была вспышка заболевания сибирской язвы среди крупного рогатого скота. И общий материальный ущерб, который был направлен на ликвидацию, и профилактику дальнейшую, которая была, составил 450 миллионов рублей".
Ни ограждения, ни предупреждающей надписи. О том, что участок земли на опушке леса – запретная территория, жители деревни Лужки не знают. В этом лесу собирают ягоды и грибы, а о скотомогильнике даже не слышали.
Такие бесхозные захоронения ветеринары сравнивают с минами замедленного действия. Заражение, говорят, может произойти в любую минуту. И последствия трудно предсказать.