Международный фестиваль гусляров прошел в Санкт-Петербурге
В Петербурге прошел фестиваль гусляров, на который приехали музыканты из разных стран. Мастеров, которые знают, как правильно изготовить этот простой с виду инструмент, в мире немного. Один из лучших специалистов живет в северной столице.
Лучшие гусляры мира съезжаются в эти дни в Петербург. Здесь открылся гусельный фестиваль. К забытому народному инструменту в последние годы возрождается интерес. Место проведения фестиваля выбрано не случайно: именно в Петербурге 20 лет назад начали собирать старинные гусли, учиться у живых еще народных гусляров, издавать ноты гусельных наигрышей. Лучший в стране мастер-гусельник тоже живет в Петербурге.
Фрагменты этого инструмента археологам встречаются часто. Их находили даже при раскопках городов XI века. Но как играть на древних гуслях – никто не знал. И лишь в конце 80-х в новгородских и псковских деревнях петербургским искусствоведам удалось отыскать настоящих народных гусляров.
Многих из музыкантов уже нет в живых. Но они успели поделиться забытым мастерством игры на гуслях.
Ксения Мехнецова, научный сотрудник Фольклорно-этнографического центра СПб консерватории им. Римского-Корсакова: "Располагает больше к технике игры бряцанием. Все исполнители ставят инструмент именно так — вертикально. И на ярмарках играли на ходу!"
Теперь в консерваторской коллекции десятки подлинных звучащих гуслей: шлемовидные, лировидные, просто "доски в три струны", и самые распространенные — крыловидные.
Александр Теплов, гусельный мастер: "В экспедиции спрашиваем: "Из какого дерева делают? — Из мокрого! — Как?! — Так!" А в другую приезжаем: "Из мокрого делаете? — Не! Никогда! Только сухое!"
Александр Теплов отреставрировал большинство инструментов консерваторской коллекции. И сам смастерил сотни гуслей разных видов. Но больше всего запомнились ему те, что вырезал 30 лет назад обычным ножом на кухне консерваторского общежития. Свои первые струны он слушал тогда всю ночь до самого утра.
Александр Теплов, гусельный мастер: "Я был настолько потрясен их чистотой звучания, настолько был восторг сильный, что, думаю, вот так, наверное, ангелы Бога славят перед престолом".
Самые звонкие гусли Александр находит на строительных площадках, когда разбирают или реконструируют старые петербургские дома. Из таких вот опор, деревянных перекрытий или дверей он делает лучший инструмент.
Вековая, выдержанная ель — для строгого мужского голоса. Ольха — для мягкого женского.
В руках гусляра-самоучки Евгения Бунтова, например, бывший подоконник. Но как звучит, как волнует людей!
Евгений Бунтов, гусляр-самоучка: "После каждого концерта, после каждого выступления ко мне подходит один человек, вот как по схеме это было, и начинает говорить: "Ой, вы знаете, вот вы играли, у меня что-то внутри происходит такое… дедовская память какая-то, что ли… просыпается".
Вот эта самая загадка, тайна, наверное, и привлекает людей к древнему русскому инструменту. Он переживает сейчас настоящий ренессанс: на фестиваль в Петербург съехались десятки гусляров со всей Европы. Многие из них играют и на других струнных, но предпочтение отдают именно гуслям. Говорят, с ними душа поет. А казалось бы — 4-6 струн да простая доска.