Международный театральный фестиваль имени Чехова пройдет в год 150-летнего юбилея драматурга
Главное культурное событие в жизни столицы на ближайшие 2 месяца. 9-й международный театральный фестиваль имени Чехова в год 150-летнего юбилея великого драматурга. Ведущие мировые режиссеры представляют свои трактовки русского классика.
Это Чехов сказал, что наука не бывает национальной, как не бывает национальной таблица умножения. А вот сам Чехов — национальный или интернациональный? Это можно понять, есть придти на спектакли Международного чеховского театрального фестиваля: режиссеры больше чем из 10 стран привезли "своего Чехова".
Между прочим, это проблема уговорить современного режиссера поставить Чехова. Это так ответственно: если не получится — померкнут все предыдущие успехи. Поэтому Чеховский фестиваль потратил немало сил на уговоры корифеев мировой сцены, чтобы они Чехова поставили, и чтобы это был Чехов XXI века.
Валерий Шадрин, генеральный директор Фестиваля имени Чехова: "Многие и российские, и зарубежные режиссеры такие новые подходы и краски нашли, и думаю, что зритель увидит Чехова несколько другим, чем ранее".
Новый фестиваль откроется так, чтобы его провокационный дух был понятен сразу. Режиссер из Германии Франк Касторф везет в Москву премьеру "В Москву, в Москву". Со спектаклей Касторфа зритель или зло уходит, громко хлопнув дверью, или влюбляется в его творчество.
Франк Касторф, режиссер (Германия): "Самое сложное в Чехове — это собрать всю его музыку воедино, чтобы в результате возникли люди из плоти и крови. Это то, над чем я сейчас работаю".
Все знают, что стихи растут даже из сора, а Александр Галибин ставит спектакль, в котором расскажет, откуда растет гениальность Чехова — из детства. Из мира снов и полетов, после которых душа уже не сможет успокоиться. Сейчас у режиссера именно такое состояние — через несколько дней премьера спектакля "Братья Ч" и перед камерой он сам впервые разворачивает свою будущую афишу.
Александр Галибин, режиссер: "Это только из типографии. Мы ведь ездили в Мелихово с артистами, чтобы понять чеховскую атмосферу".
Все как будто сговорились, чтобы почти не было классического Чехова, чтобы из классика сделать авангардную загадку и в нее, как в море, впадали современные смыслы. Правда, эксперементируя, режиссеры оглядываются на отражение своих задумок в чеховском пенсне.
Алексей Бородин, режиссер: "Я страшно люблю фразу, когда одна актриса спросила Чехова, можно ли играть Шарлотту в мальчишеском парике. Он сказал: можно, но не нужно. Это гениально. Это не останавливает, а мобилизует".
Чехов – балет, Чехов — акробатическое представление, Чехов — выжимка сразу всех его главных пьес. Чехов в детстве и Чехов умирающий. Все это образы из новых спектаклей фестиваля. Где больше Чехова в лепестках роз, разбросанных под ногами танцоров или в удочке-донке с которой он сбегал от суеты городов.
Римас Туминас, режиссер: "Его пространство высоко в небесах, и набюдал за нами, как мы, несчастные, бедные стремимся к счастью, к любви, но как он сам определил, не может быть счастливым человек сегодня".
Говорят, когда тело Чехова доставили из Германии в Россию, его везли в вагоне для перевозки устриц. На вокзале состав встречал духовой оркестр. Но не в честь Чехова, а в честь известного генерала. Это очень возмутило русскую интеллигенцию. А современные режиссеры уверены, что такой сюжет непременно понравился бы Антону Павловичу. Ведь он такой чеховский! И так и просится на сцену.