Обычный израильский мусорщик собрал фантастическую коллекцию футбольных реликвий
Мусорные баки тяжелые, и их много, а надо пройти по всей улице, вытащить поближе к дороге, чтобы машина потом подобрала. Город только просыпается, улицы почти пустые. Леонид торопится: светает здесь быстро.
У Леонида Карчемского - как будто бы две жизни. Первая - это подъём затемно, в четыре часа утра, тяжёлейший физический труд, работа, наверное, не та, о которой он мечтал, когда уезжал в Израиль, но зарплаты как раз хватает, чтобы оплачивать квартиру. И вторая жизнь, в которой он и царь, и бог, связанная с коллекцией и воспоминаниями.
Леонид Карчемский, коллекционер: "Я нашел эту газету в мусоре. Кто-то выбросил пакет газет. СССР и сборная Израиля, 1956 год, отборочная игра Олимпийских игр. Выиграла сборная СССР 5:0, и в Тель-Авиве 2:1 - тоже сборная СССР".
Тот самый победный матч на стадионе "Динамо" в Москве, старая кинохроника. На воротах сборной Союза - Лев Яшин. Автографы великого голкипера у Леонида в коллекции - на почётном месте.
Игроки российских и украинских команд Высшей лиги называют Леонида настоящим "архивариусом" и историком футбола. Его квартира забита сокровищами: мячи, медали, кружки, даже куклы футболистов. Леонид знает всё про всех звёзд. Сам начинал играть за юношескую команду киевского "Динамо", но после травмы пришлось бросить.
От этого увлечения так просто не уйти - его коллекция начиналась с автографов.
Леонид Карчемский, коллекционер: "Приезжали зарубежные команды. Никого не было, я первый начинал брать автографы в начале семидесятых годов. К игрокам, если вы знаете, не подпускали, к иностранным.
Подходили к тебе люди в костюме и говорили: "Здесь нельзя. Тебе сказали уходить?" Я говорю "Так, на улице сказали можно". А он: "Я тебе даю три секунды, чтоб тебя здесь не было". И сапогом ударил меня".
Но коллекция росла. В ней есть настоящие реликвии: вот на стене - афиша-объявление о матче в оккупированном фашистами Киеве, та самая знаменитая игра футболистов бывшего киевского "Динамо" против команды немецких солдат и офицеров. После матча несколько игроков были расстреляны: не захотели сдать игру. Есть ещё дореволюционные программки футбольных матчей: хорошо печатали!
Леонид Карчемский, коллекционер: "Футбольная лига Петербурга - вот чемпионы. Эти программки сделаны на очень качественной бумаге, все красиво сделано, как сейчас делают".
Когда уезжал из Киева, ему предлагали выкупить коллекцию. Леонид отказался.
Леонид Карчемский, коллекционер: "Я уже на тот момент, значит, 16 лет собирал коллекцию. И я им сказал: "Сколько же стоит шестнадцать лет жизни?"
Он приехал в Израиль в 1991 году. Но на новой родине его коллекцию, самую большую в бывшем СССР, как-то не оценили.
Леонид Карчемский, коллекционер: "Когда я в Союзе был, на Украине, каждое воскресенье собирались фанаты, коллекционеры. И шел разговор, ты как бы всё время освежал свою память, каждый что-то вспоминал. А здесь… Двадцать лет я здесь практически один".
Последние трофеи - форменные футболки команд с Кубка Первого канала, который несколько лет проводился в Израиле
Но его собственная форма - спецовка ядовитого цвета. Каждое утро он надевает её и встает на подножку мусоровоза. Ему уже 64 года, и если разобраться, какая из его двух жизней главная, то футбол всё-таки ведёт в счёте и выходит на первое место.