Чем болеет Киргизия, пока ее бывший президент проходит лечение в Белоруссии
Пока новые власти Киргизии готовят проект новой конституции и выборы в парламент, а в разных районах Киргизии продолжаются стихийные беспорядки, бывший президент Курманбек Бакиев, написавший заявление об отставке, вдруг передумал и сделал в Минске несколько громких и парадоксальных заявлений - мол, остаюсь президентом, но в страну возвращаться не собираюсь.
Вообще та отеческая теплота, с которой президент Белоруссии приютил у себя человека, обвиняемого на родине в убийстве 85 демонстрантов и краже из казны 170 миллионов долларов, поражает. Поражает и та легкость, с которой Бакиев, после медицинского обследования в Белоруссии, отказался от заявления об отставке, которое было подписано на прошлой неделе в присутствии действующего председателя ОБСЕ.
У свергнутого политика из Киргизии Бакиева, которого на родине за любовь к деньгам прозвали Баксом и нынешнего президента Белоруссии, которого за любовь к людям зовут Батькой, нашлось много общего - оба они прошли путь советского руководителя среднего звена. Один возглавлял совхоз, другой - завод в небольшом городке. До приезда в Белоруссию Бакиев признался журналистам, что мечтает вернуться в производство - он хотел бы производить мягкие игрушки.
Казалось бы, какое заявление? Его весь мир увидел еще неделю назад. Сначала как факс-копию, а потом и оригинал. Уже к началу этой недели заявление "по собственному желанию" Курманбека Бакиева интересовало только немногочисленных графологов и пишущих новую историю Киргизии. Но у сбежавшего в Минск в гости к президенту Лукашенко видимо появились другие желания.
Курманбек Бакиев: "Я не признаю свою отставку".
И неизвестно, то ли это пресловутый воздух белорусской свободы сыграл с Бакиевым злую шутку, то ли пришло известие, что трансфер денег семьи Бакиева, что начали переводить из киргизских банков за границу, еще до беспорядков, наконец, закончен. Но свою отставку Бакиев не принял и был категоричен. Из изгнанного, издание второе, дополненное.
Курманбек Бакиев: "Девять месяцев назад народ Кыргызстана избрал меня президентом и я присягнул служить ему. Нет силы, которая заставит меня отказаться от моей клятвы".
9 месяцев для Киргизии оказались более чем символичным сроком. Рожденная революция заставляла Бакиева трижды спасаться на бронированных джипах. Не получив поддержки даже в родном городе, Бакиев и решает подать в отставку. И вроде всем понятно, что в этой истории любви и ненависти развод - дело решенное, но вдруг он забирает заявление.
Курманбек Бакиев: "Надо бы использовать парламент, вернуть его к работе. Использовать меня, я готов поддержать их кандидатуру, чтобы легитимную власть временно хотя бы назначить".
Может это и оговорки, но сколько в них смыслов. В том числе и секрет беспощадного киргизского бунта. Армия и спецназ было последнее, что использовал на своем посту этот самый человечный Курманбек.
В тот момент, когда Бакиев давал пресс-конференцию, у здания посольства Белоруссии в Бишкеке, собрались родственники тех, кто погиб в ходе столкновений с правительственными войсками 7 апреля этого года. И они очень хотели, чтобы Бакиев вернулся.
Уэль Какилиева, сопредседатель общественной организации "Павшие за Родину": "Чтобы Бакиева выдали на руки Кыргызстану. И мы сами будем его судить. Пусть он выйдет к народу и скажет, кто виноват и кто стрелял".
Минск. Белорусский парламент. Ежегодный ритуал обращения президента Белоруссии к своему народу, меняет направление. После приглашения Бакиеву "пожить сколько нужно", президент Лукашенко обращается к народу Киргизии.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: "Я не защищаю его по каким–то недостаткам, о которых сейчас говорят, мне это неизвестно. Я просто говорю, что в нищей разбитой стране невозможно что–то уворовать. Что ты там украдешь? Там ничего живого нет. Кто–нибудь был в Кыргызстане? Я ведь там не единожды был и видел, как он стремился что–то сделать".
Это очень по-восточному: хранить деньги наличными и под землей. 20 миллионов долларов, что нашли в хранилище одного из киргизских банков. И еще документы о переводе 172 миллионов долларов за границу. Окружение Бакиева начало выводить их из страны еще до начала волнений, по-видимому, уже тогда понимая, что в президентское кресле ему не усидеть. Именно деньги, считают в Бишкеке, и заставляют Бакиева делать одну ошибку за другой.
Роза Отунбаева, председатель временного правительства Киргизии: "Он еще долго и много будет говорить и комментировать из-за рубежа. У него наверно много добра здесь осталось, у его родственников. Но с кыргызским народом у него теперь нет ничего общего".
Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: "У Бакиева есть может быть последняя и уникальная для него возможность последние несколько деньков понадувать щеки и поиграть в настоящего президента. И через две-три недели Бакиев как политический персонаж уже никому не будет интересен".
Заигрался. Бакиев уже не просто берет свои слова об отставке обратно, а предлагает Киргизии свой оригинальный план по выходу из сложившейся ситуации: "открою производство каких-нибудь хороших товаров народного потребления, игрушек например. Для детей, чтобы радовались!"
Феликс Кулов, премьер-министр Киргизии в 2005-2006 гг.: "Я думаю, что после того, как он бряцал оружием и стрелял, и его люди стреляли в собственный народ, переход сразу же к тому, чтобы производить детские игрушки, заниматься вот такими детскими играми - характеризует его состояние психологические".
Но не все думают одинаково. Вот президент Лукашенко. Все время усиливает арии восточного гостя. Сначала выступлением в парламенте и по белорусскому телевидению. Затем ставит под сомнение эффективность договора о коллективной безопасности. Мол не обеспечили безопасность отдельно взятого Бакиева. И в этом, по словам Лукашеко, виновата Россия.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: "Ну что же это за ОДКБ – все молчат. Там у нас кто, Россия председательствующая, да? России бог велел: давайте соберемся, давайте обсудим, пригласим его туда и скажем тем, кто там власть захватил: погодите, давайте разберемся, давайте поговорим, может Курмамбек не прав - мы ему об этом скажем. Тогда мы вас поддержим и не надо вам, временному так называемому правительству, искать где-то какую-то поддержку. Мы же этого не сделали. А я ждал, что председательствующий позвонит и скажет: давайте соберемся".
Удобно и комфортно покупая энергоносители у России по специальным не рыночным ценам, спекулируя темой братских народов, предъявлять все новые претензии под разными предлогами, тормозя реальную интеграцию. Подобная политика получила оценку руководства России из уст Президента Дмитрия Медведева, когда в Харькове его спросили: будет ли распространяться подход к Украине в отношении поставок газа и для Белоруссии.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Если говорить о всякого рода скидках, помощи, то возникает вопрос: во имя чего и за что. Это должно быть партнёрство. Ведь одно дело – реальное партнёрство, а другое дело – декларирование намерений. Одно дело – договариваться о том, чтобы по-серьёзному работать, идти навстречу друг другу, помогать друг другу, а другое дело – принимать решение о приёме на постоянное место жительства людей, которые потеряли работу. Это разные вещи. Делайте вывод сами".
В самой Киргизии о Бакиеве вспоминают все реже. Прокуратура завела на него уголовное дело, а ЦИК назначил дату выборов нового президента. Его выберут 10 октября. И скорее всего, что непривычно, для истории новой Киргизии, без митингов и автоматной стрельбы.