Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
22 апреля 2010, 21:20

России нужна общенациональная система поиска и развития талантливых детей

Вопрос, от которого напрямую зависит будущее страны, обсуждали на совещании у Президента. Разумеется, разговор зашел и о проблемах, которые стоят перед школами и библиотеками, и о развитии системы образования в целом.

Идея Президента – собрать государственных чиновников, отвечающих за творческое развитие детей, не в официальном кабинете или, например, в Кремле, а в одной из школ, по словам самого Дмитрия Медведева, – была в том, чтобы разговор шел о конкретике, а не просто об общих направлениях развития детского творчества в стране.

На подобный разговор должна была настраивать и выставка детских рисунков, развернутая в том же зале, где проходило совещание, и доносившиеся с первого этажа звуки рояля. Музыкальные занятия в школе в этот момент не прекращались. В результате участники совещания стали вспоминать свое детство.

Дмитрий Медведев: "Я думаю, многие люди, здесь присутствующие, ходили в различного рода кружки, секции, и они на самом деле всегда помогали раскрывать способности человека, причем обычно это всегда происходило не под влиянием родителей, хотя иногда, конечно, родители помогают в этом, но обычно это желание самого ребенка".

Сейчас же в стране, по словам Президента, несмотря на приличное число внешкольных образовательных центров, то есть тех самых кружков и секций, отсутствует то, что было создано в других странах за последние годы, а именно общенациональная система поиска и развития талантливых детей.

Дмитрий Медведев: "Я не так давно посмотрел довольно любопытный ролик, изготовленный где-то за границей, и что меня поразило – то, что сегодняшние школьники, во всяком случае значительная их часть, через 5 лет, допустим, после окончания высших учебных заведений, будут заниматься теми видами деятельности, работать на тех видах деятельности, которых сегодня еще не существует".

Поддерживать талантливую молодежь нужно со школьной скамьи, создавая условия для развития одаренных детей. Один из первых шагов в этом направлении в России – проект "Новая школа", который Президент утвердил на открытии Года Учителя в январе 2010 года. Смысл его в том, чтобы не просто давать знания, а раскрывать потенциал каждого ребенка.

Дмитрий Медведев: "Не только помогать раскрывать личностные способности, но и готовиться к условиям жизни в высококонкурентной среде, то есть уметь бороться за себя, уметь реализовывать свои идеи. Вот этого нам, я скажу откровенно, не хватает".

Для этого нужно поменять и школьную инфраструктуру, и привлечь к урокам молодых педагогов, которым дать больше самостоятельности. Необходимо также заняться и идеологическим воспитанием, которого после распада Советского Союза фактически не было. Вот статистика, приведенная на сегодняшнем заседании: подавляющее большинство учеников 5-9-х классов – 97%, называют своим идеалом героев иностранных фильмов-боевиков. И лишь 2% в качестве идеала называют ученых или деятелей искусства.

Дмитрий Медведев: "Но почему? А потому что как раз если в 50-60-е годы эти самые деятели искусства и науки и были основными персонажами литературы и кино. Давайте вспомним фильмы того периода. И поэтому как раз людьми такого рода специалисты воспринимались, как представители самых престижных профессий, как носители идеалов, ценностей. Я не к тому, чтобы навязывать различного рода сценарии, но очевидно, что это вещи связанные. Поэтому нам нужно подумать о том, чтобы действительно представители научной общественности, науки, деятели искусства они все-таки попадали и в число героев литературы и других видов искусства. Только в этом случае они будут ассоциироваться молодежью, как люди, с которых нужно брать пример".

Но не только кино должно воспитывать молодежь. Министр культуры сказал на совещании, что его ведомство начало менять структуру школьных библиотек. Часть книг будет заменяться на электронные – так называемые "ридеры". На это выделяется 300 миллионов рублей.

Александр Авдеев, министр культуры: "Ридер стоит 500 долларов, и мы посчитали, что фактически использование "ридеров" в 10-15 раз удешевляет комплектование библиотек".

Дмитрий Медведев: "Просто если вы будете их закупать, хотел бы, чтобы вы имели в виду: стандартный "ридер" стоит не 500 долларов, а 100. За 500 не надо покупать. Это гораздо дешевле, чем, может быть, это кажется с высокой должности".

Впрочем, появление в библиотеках электронных книг вовсе не значит, что полностью исчезнут книги обычные. Просто сегодняшние школьники, и Медведев знает это на примере своего 15-летнего сына, куда охотнее читают классику в электронном виде.

Дмитрий Медведев: "Я в качестве личного примера могу сказать, что вчера со своим сыном мы искали "Героя нашего времени", известное литературное произведение классическое, в Интернете для того, чтобы скачать. Нашли, все нормально. Скачали. После этого у молодого человека появилось желание это читать".

Еще одна тема – игрушки для наших детей. Ректор МГУ Виктор Садовничий с возмущением рассказывал об игрушке, которую видел на одной из выставок.

Виктор Садовничий, ректор МГУ: "В руководстве написано: "Игрушечными ножницами вспороть брюхо посланцам неземных цивилизаций и по очереди вытащить его внутренности – селезенку, печень и так далее".

Дмитрий Медведев: "Познавательная игрушка, конечно. Во всем мире 90%, а то и 95% игрушек, которыми пользуются дети и в России, и в Соединенных Штатах Америки, это китайские игрушки. Значит, так сегодня устроен рынок. Но качество этого материала, я сейчас не обсуждаю, их медицинские показатели, потому что там тоже есть вопросы, а именно качество. Оно запредельно низкое, это правда. И в этом смысле какая-то все-таки государственная политика – не хамская, не заставляющая, допустим, закупать игрушки только одного направления – должна быть".

Артистка Елена Яковлева подняла тему, в последнее время бурно обсуждаемую многими родителями в стране. Не перегружаются ли наши дети в школе?

Елена Яковлева, народная артистка РФ: "Некогда им жить, когда в 5 классе мне ребенок сказал со слезами на глазах "мама, мне некогда жить", мне его стало ужасно жалко".

Дмитрий Медведев: "У меня тоже есть точка зрения по этому поводу, своя позиция – не позиция Президента, а позиция родителя, если хотите. Я не считаю, и я еще раз об этом говорю, что наших детей запредельно нагружают в школе. Если мы хотим остаться в конкурентном мире, мы должны заниматься больше, чем занимались мы. Вот я помню, как я учился в начальной и средней школе. Я заканчивал уроки в час дня, ну, в два, если уроков было 5. Что я после этого делал? Приходил домой, в лучшем случае 20 минут какие-то уроки готовил. Но этого мало в XXI веке. Невозможно получить этот объем знаний за такое время. Конечно, нужно относиться гуманно к детям, но тем не менее все-таки мы должны считаться с тем, в каком мире мы живем".

Уже после того, как совещание закончилось, Президенту пришлось долго раздавать автографы школьникам, которые ждали его у входа в детскую школу искусств "Вдохновение", где и проходила эта встреча. Некоторые школьники протягивали Медведеву на подпись дневники.

Президент предложил создать в каждом из федеральных округов образцово-показательные лицеи для одаренных детей, вокруг которых должна сформироваться, по его мнению, новая образовательная среда.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей