Организаторам «милицейской зачистки» в Благовещенске грозит до 7 лет тюрьмы
В башкирском городе Благовещенске началось оглашение приговора бывшим офицерам милиции, замешанным в громком деле о "массовых зачистках". Три года назад в городе прошла так называемая "профилактическая операция по борьбе с преступностью".
На самом деле бойцы ОМОН просто хватали на улицах всех подряд, отвозили в отделение, избивали. Свидетелями в суде выступили более 600 человек. Милицейским начальникам, вышедшим за все рамки полномочий, грозит до 7 лет тюрьмы.
На скамье подсудимых - милиционеры. Благодаря работе местной милиции, ничем не примечательный башкирский Благовещенск стал в одночасье известен всей стране. В декабре 2004 года в ответ на избиение группой хулиганов сотрудников милиции здесь провели спецоперацию по борьбе с уличной преступностью. Для этого в город ввели даже отряд республиканского ОМОН.
Те четыре декабрьских дня в Благовещенском районе Башкирии вряд ли когда забудут. Людей задерживали на улицах, в кафе и на дискотеках, без санкции врывались в квартиры и увозили в отделение. В подвале РОВД был создан так называемый фильтрационный пункт.
Сергей Каликаев попал туда прямо с дискотеки проходившей в деревенском Доме культуры. Вместе с младшим несовершеннолетним братом и еще десятками односельчан.
Сергей Каликаев, пострадавший: "Это был обычный выходной, все танцевали в клубе. Вдруг забегают люди в масках с оружием и ставят всех к стенке. Народу в подвале было много. Нас заставляли кричать: "Я люблю милицию". Тамжара стояла как в бане, всех избивали, кровь, настоящее побоище".
Своих детей Валентина Каликаева тогда дождалась только под утро. Испуганных, избитых.
Валентина Каликаева: "У меня волосы дыбом встали, когда я узнала что случилось. Позвонила в милицию, почему вы задержали моих сыновей, но там бросали трубку. Я никогда не предполагала, что такой беспредел творится у нас".
В милиции Благовещенского РОВД свои действия в те дни назовут профилактическим мероприятием. Правозащитники же - самым массовым нарушением прав человека в России. Уже потом к таким же выводам придет и следствие. Хотя работать по этому делу, признаются специалисты, было очень не просто.
Денис Ибрагимов, следователь по особо важным делам Следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре Республики Башкортостан: "Было сложно. Люди оказывались работать с нами. После декабрьских событий сложилось негативное восприятие правоохранительных органов. Естественно, мирное население в центре России, может быть, не требовало такого отношения к себе при всей вопиющести случая, который произошел накануне. Были доказаны все факты: незаконные задержания, физическое насилие и дактилоскопирование - словом все, что является нарушением прав граждан".
Всего на скамье подсудимых оказались 8 сотрудников милиции, для 5 из них приговор уже огласили, реальный срок заключения получил только один милиционер. Все остальные решением Благовещенского суда были приговорены к условному наказанию.
Оглашение вердикта в отношении 3 офицеров милиции, руководивших операцией, суд назначал и переносил трижды. Подсудимых, это Ильдар Рамазанов, в то время начальник РОВД Благовещенска, его заместитель, начальник милиции общественной безопасности Олег Мирзин и командир оперативной роты ОМОН МВД Башкирии Олег Соколов обвиняют в превышение должностных полномочий. Свою вину они так и не признали.