Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Ситуация вокруг Ирана вновь обостряется. Уже раздались заявления, что терпение так называемого "международного сообщества" заканчивается, и угрозы, что иранское ядерное досье может быть передано из МАГАТЭ в Совет Безопасности. Со всеми вытекающими последствиями.
При этом информация о том, чего, собственно, хотят от Ирана представители этого "международного сообщества" отличается крайней невнятностью. Однако цена вопроса такова, что стоит внести ясность.
Проблема возникла вокруг обеспечения топливом медицинского исследовательского центра в Тегеране. Центр функционирует более 30 лет, со времен шаха под контролем МАГАТЭ. Стержни для реактора, построенного французами, закупались в Аргентине, обладающей соответствующей технологией. Исследовательский реактор использует 20-процентный обогащенный уран. Сам Иран на сегодняшний день обладает технологиями, позволяющими обогащать уран до 3,5%. Кстати, для боевых зарядов необходимо обогащение урана до 90%.
Так вот, в следующем году топливо для тегеранского реактора заканчивается. Иран в соответствии со стандартной процедурой обратился в МАГАТЭ с просьбой разрешить снова закупить топливо — в той же Аргентине. "Нет", - сказали ему, - "вы сначала должны весь ваш уран обогащенный трехпроцентный сдать нам, мы его дообогатим и вернем через год".
Для работы тегеранского реактора Ирану необходимо закупить 800 кг обогащенного топлива. Компромиссное предложение международного сообщества состояло в том, что весь трехпроцентно обогащенный иранский уран — а это 1200 килограммов, - передается для обогащения России. А затем Россия отправляет этот уран во Францию, где изготовляются стержни. Которые затем должны быть поставлены Ирану.
Удивительно, но у иранцев, в принципе согласившихся на эту необычную процедуру, возникли сомнения, какие у них, собственно, гарантии, что им что-либо вернут после того, как весь их уран попадет во Францию. Иран предложил: "Давайте сосредоточим все в одном месте, например, на острове Киш в Персидском заливе и разом обменяем". "Нет", - сказало "международное сообщество". Тогда — вот что придет в голову любому? - давайте отправим уран тремя партиями по 400 кг. То есть, мысль понятная: если кинут, то хотя бы на треть. "Нет", - жестко ответило "международное сообщество". - "И вообще прекратите испытывать наше терпение"!
Обама, помнится, тоже дядей прикидывался, Ирану перезагрузку обещал. Оказалось — не дядя... Что смешно? До смешного, пошагово эта история напоминает югославскую. Помните, был у нас тогда друг Билл. Клинтон фамилия. И нынешнего госсекретаря США тоже фамилия Клинтон. Наверное, однофамильцы.
Однако, до свидания!