«Рабочий и колхозница»: открытие в полный рост
Один из самых заметных памятников советской эпохи - "Рабочий и Колхозница" - открыт сегодня в Москве после шести лет реставрации. Он теперь выглядит так, как задумала в своё время автор монумента, Вера Мухина.
Они снова на своем месте, говорят, что даже немного лучше, чем были раньше. Но теперь на "Рабочего и колхозницу" можно будет посмотреть только снизу вверх. Собственно, так и было в оригинале.
С памятника медленно снимают полупрозрачную ткань. Всё очень хорошо видно: внешне он - все тот же, разве что немного отполировали. Теперь памятник стоит намного выше - не на 10-метровом постаменте, который скульптор Вера Мухина презрительно называла "пеньком", а так, как и должно быть - на крыше 35-метрового павильона, почти такого же, как на Всемирной выставке в Париже.
Ирина Чепкунова, заведующая отделом современной архитектуры московского архитектурного музея: "Она стала знаменита именно благодаря этому павильону в Париже, потому что этот павильон получил главную премию. И если бы не было такого успеха в Париже, скульптуру бы не привезли".
На этих экспонатах можно проследить, как создавался шедевр. Вот, например, то, что немногие знают об истории памятника: у "Рабочего и колхозницы" - не один автор, а два - Вера Мухина и архитектор Борис Иофан.
Кстати, у "эталона соцреализма" - древнегреческие корни: сначала "Рабочий и колхозница" были обнаженными, и стояли как герои другой скульптуры - "Тираноборцы".
Давид Саркисян, директор музея архитектуры им. А.В. Щусева: "Это наше открытие - это маленькая статуэтка. Может быть, он даже сам ее лепил. Мы еще не до конца уверены".
"Рабочий и колхозница" на своё место вернулись после шести лет реставрации. Те, кто возвращал скульптуру к жизни, по сложности приравнивают свою работу к строительству самолета. Скульптуру пришлось отчистить от ржавчины, заменить несколько прогнивших пластин и полностью заменить каркас.
Вадим Церковников, руководитель авторского коллектива по комплексной научной реставрации скульптуры "Рабочий и колхозница": "60% парижских элементов были утрачены. Каркас тоже был утрачен. Мы первоначально восстановили несущий каркас. Сделали его из нержавеющей стали".
Пластины, из которых собран памятник, сваривали точно так же, на этих же станках. В 1937 году "Рабочего и колхозницу" называли скульптурной сенсацией XX века. Инженеры называли памятник сенсацией технологической - ни до, ни после для монументов не изобретали особых видов сварки.
Александр Данилов, исполнительный директор НПО ЦНИИТМАШ: "Впервые применена технология контактной точечной сварки".
Обновленному памятнику реставраторы дают гарантию - еще минимум сто лет без реставрации. А через несколько месяцев в павильоне откроется музей, торговый центр и подземная парковка.