Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
15 ноября 2009, 21:45

Всемирная конференция по безопасности дорожного движения пройдет в Москве

Дата недели — во всем мире отмечается День памяти жертв ДТП. С развитием автомобилей все больше людей гибнет на дорогах и, по подсчетам ученых, смерть в авариях становится одной из 5 главных причин гибели людей вообще.

В России, как и во всем мире, сегодня вспоминают жертв автокатастроф, в храмах многих городов проходят заупокойные службы — у нас в стране только в этом году на дорогах погибло более 20 тысяч человек. На будущей неделе в Москве пройдет Всемирная конференция по безопасности дорожного движения.

В аварию Ольга Слагаева попала, когда ей было 18. Сейчас — 27. И она заново учится ходить. Несколько лет Оля пролежала почти без движения и уже не надеялась встать на ноги.

Ольга Слагаева, пострадавшая в ДТП: "Вот слышу — каблуки на улице. Я же ходила на каблуках. Мне же их не надеть уже, думаю, как же так?!"

Жуткие кадры наезда на пешеходов кажутся какими-то нереальными. Водитель сбил троих молодых людей прямо на пешеходном переходе в Кирове. Один погибший и двое в больнице. За рулем сидел 13-летний подросток, машину взял у мамы без спроса. С тех пор прошло уже несколько лет, но наказывать некого, — в России убийц за рулем судят только с 16.

В московском НИИ Неотложной детской хирургии с последствиями беспечной езды сталкиваются каждый день. Почти половина пациентов — жертвы аварий. И всякий раз трагедия, пережить которую способен далеко не каждый.

Размик Кешишян, зам. главного врача по лечебной работе Московского НИИ Неотложной детской хирургии и травматологии: "Перечеркнута жизнь, жизнь не только ребенка, — родителей, родственников. В одну секунду меняется ситуация. В одну секунду они становятся абсолютно другими людьми. Жизнь действительно у них менялась. Можно говорить — до травмы и после травмы".

Леру машина сбила почти год назад — месяц в коме и долгая реабилитация. Девочка теперь начинает говорить и делает первые шаги. Сосед по палате Максим пока только учится улыбаться. И страшно подумать, о чем мечтают дети в свои 15.

Темная дорога в подмосковный Красногорск. Фонарей здесь никогда не было, зато аварии – почти каждый день. А трассу от Рязанского шоссе в Лыткарино водители называют "дорогой смерти" — венки и кресты чуть ли не под каждым деревом.

К проблемам безопасности движения подход должен быть научным. Руководитель НИИ Транспорта Михаил Блинкин показывает кривую аварийности. России, мягко говоря, есть к чему стремиться. Но извечный вопрос плохих дорог здесь вовсе не главный.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства: "Классики нашего жанра придумали замечательную фразу: "Дорога не убивает". Она расшифровывается очень просто. Я, как гражданин, налогоплательщик, тем более как активный гражданин вправе требовать от дорожных служб, от местных властей, чтобы мою дорогу привели в порядок. Это мое гражданское право. Но когда я сел за руль, у меня есть только обязанности, у меня уже нет прав. Вот я должен выбирать движение так, чтобы не убить себя и не убить других. Вот это фундаментальная вещь, которая у нас совершенно не привита".

Похоже на голливудский блокбастер, но на самом деле ролик о безопасности движения. В российском ГАИ таких сняли несколько. И о скорости, и о детях на дорогах, и о том, как многие порой ведут себя за рулем. И хотя милиционеры признаются — получилось жестковато, все-таки уверены — зато доходчиво.

Дмитрй Митрошин, заместитель начальника отдела нормативно-правового регулирования и международного сотрудничества Департамента ОБДД МВД России: "Пешеходы, водители, пассажиры. Пока им не объяснили, что все, что происходит, то, что они привыкли видеть в хронике новостей, репортажи с мест дорожно-транспортных происшествий, что это может случиться в каждый момент с каждым из них. К сожалению, к сожалению, в обществе такого понимания до сих пор нет".

Многие сейчас говорят, представление о безопасном движении вообще должно меняться. Ведь каждый еще с детства помнит: трамвай нужно обходить спереди, а автобус и троллейбус – сзади. Но не трудно представить себе узкую двухполосную улицу, где, выходя из автобуса и вроде по правилам обходя его сзади, можно запросто оказаться под колесами встречной машины — водитель вас просто не увидит Эксперты говорят: не проще ли дождаться, пока автобус уедет и только потом переходит дорогу?

Непривычно, зато безопасно. Пока, правда, считается вполне нормальным объехать пробку задним ходом по "встречке" или перейти дорогу, где удобнее, а вроде бы страшные цифры статистики почему-то никого не пугают.

Стоянок с разбитыми автомобилями в России десятки. И это, наверное, лучшая иллюстрация статистики аварийности. Ведь за каждым искореженным кузовом человеческая трагедия, а то и жизнь, и, вполне возможно, не одна. И цифра в 30 тысяч погибших, именно столько жизней ежегодно уносят дорожные аварии, уже не кажется абстрактной. Ведь это же население небольшого города. Получается, каждый год в России становится на один город меньше.

Говорить о проблемах безопасности движения во всем мире уже давно стало модно. Голливудская актириса Мишель Йео, сыгравшая в одной из серий Бондианы, сняла фильм о дорожных проблемах нескольких континентов. А в России к пропаганде безопасного движения подключились футбольные звезды.

Андрей Аршавин, футболист: "Когда вы посмотрите на цифры, сколько людей гибнут на дорогах, в мире это миллионы людей, это огромная цифра. Гибнут не только взрослые, но и дети. У меня есть дети, и когда они вырастут и пойдут в школу, они будут сталкиваться с дорогами. И поэтому я считаю, что безопасность движения очень важная вещь".

Глобальные проблемы на дорогах на будущей неделе будут обсуждать министры транспорта нескольких десятков стран. Первая в истории Конференция по безопасности дорожного движения пройдет в Москве. И в мире от этой встречи ждут немало.

Лорд Джордж Робертсон, председатель Комиссии по глобальной дорожной безопасности: "Главным посылом этой конференции должна стать программа десятилетия действий. Мы должны больше инвестировать в строительство дорог, совершенствовать законодательство, чтобы в конце концов сказать, что смертность в авариях по всему миру сокращается. А пока каждые 3 секунды мы теряем в этих авариях одного ребенка".

В преддверии конференции российская автоинспекция представила инсталляцию под лозунгом "Выпил — не заводись". 12-метровая бутылка с настоящими разбитыми машинами внутри. Еще один повод задуматься каждому — видно издалека. И стремление к идеалу, пока еще далеким временам, когда в такие бутылки будет нечего положить.

Читайте также: