Антитеррористическое подразделение «Альфа» отмечает 35 лет со дня своего образования
Первую спецоперацию бойцы "Альфы" провели в марте 1979 года, обезвредив террориста в Москве. Потом они участвовали ещё в десятках операций – среди них Буденновск, Театральный центр на Дубровке, Беслан.
Сами спецназовцы признаются, что перед ними ставились сложные, практически невыполнимые задачи, которые всё-таки удавалось решить, иногда ценой жизни.
Репортаж Сергея Гапонова
Первые 2 офицера группы "А" погибли 27 декабря 1979 года на окраине Кабула во время штурма дворца Тадж-Бек, больше известного как "дворец Амина". В тот день эти люди поставили под сомнение все боевые уставы, которые гласят, что для успеха атаки у атакующих должно быть шестикратное превосходство.
Николай Берлев, участник штурма дворца Тадж-Бек: "Такими силами такая крепость не бралась. Но нам Бог помог".
Во время штурма дворца Амина Николай Берлев был ранен, как и почти все "альфовцы", но из боя не вышел.
Николай Берлев, участник штурма дворца Тадж-Бек: "Плеснин, Карпухин и я первыми прибежали во дворец, выполнили работу по первому этажу, а потом Карпухин и Плеснин поднялись на второй этаж и решили вопрос с Амином".
Через несколько месяцев после штурма Тадж-Бека в "Альфу" пришел Виталий Демидкин. Он прослужил в группе 27 лет. За плечами десятки боевых операций. До мельчайших деталей помнит каждую из них. И особенно первую. Это в начале 90-х годов захваты самолетов стали почти регулярными, а в 1983 году такое считали случаем беспрецедентным. В Тбилиси воздушное судно с пассажирами на борту захватили несколько вооруженных бандитов. Когда они начали убивать заложников, в дело вступила "Альфа".
Виталий Демидкин, ветеран "Альфы": "Когда мы проникли в салон, слышны были выстрелы и крики: "Сделай то, что обещал!" Видимо, нужно было привести в действие взрывное устройство".
Бандиты были обезврежены, и взрыва не последовало. Во время штурма никто из заложников не пострадал. Та операция до сих пор считается в "Альфе" эталонной.
Но есть и такие, которые офицеры не любят вспоминать. В Буденновске спецназовцы были готовы выполнить любой приказ и уничтожить террористов. Но приказ был террористов отпустить.
Когда через несколько лет в театральном центре на Дубровке в Москве боевики Бараева возьмут заложников, "Альфа" опять будет готова к штурму.
Виктор Шепелевич, ветеран "Альфы": "Было непонятно, какое решение примет руководство: будет штурм или будут переговоры".
Но на этот раз террористов решено было уничтожить.
А через 2 года в Беслане у "Альфы" просто не было выбора. Если бы штурм не начался, погибнуть могли все, кого террористы удерживали в здании школы.
У него 3 ранения и 3 Ордена Мужества – полковнику Мыларщикову нет еще и 40 лет. Когда вспоминает Беслан, голос дрожит.
Григорий Мыларщиков, ветеран "Альфы": "Когда я вошел в здание школы, была такая злость, что я себе сказал: я отсюда выйду, но ты, супостат, попробуй, выйди! Ты не выйдешь отсюда! Этих супостатов... Тяжело...".
Виталий Демидкин, ветеран "Альфы": "По статистике, из каждых 100 мальчиков только 7 рождаются воинами. Мне кажется, сюда идут самые лучшие. Это просто обыкновенные герои, обыкновенные воины, которые защищают свою страну".
Они и сегодня в любую минуту готовы встать на защиту и, если понадобится, закрыть собой. Обыкновенные воины. Обыкновенные герои, имя которым "Альфа".
В эти выходные на Первом премьера – документальный фильм, рассказывающий о штурме дворца Амина, который стал для группы "Альфа" боевым крещением. Эксклюзивная кинохроника и документы Политбюро.
Фильм "Исповедь диверсанта" – в субботу, 1 августа, на Первом.