Премьер-министр РФ Путин провел выездное заседание правительства по вопросам ТЭК
В минувший четверг премьер-министр Владимир Путин провел выездное заседание правительства на нефтеперерабатывающем заводе в Ленинградской области, которое было посвящено проблемам топливно-энергетического комплекса.
Обсуждались проблема экспортных пошлин на топливо в условиях падения цен на мировых рынках и в целом вся система взаимодействия нефтяников с государством в новых экономических реалиях.
Репортаж Кирилла Брайнина.
Вместо двигателя внутреннего сгорания - аккумуляторные батареи. Игорь Корхов уже давно устал следить за динамикой цен на бензин. И переделал свою "Таврию" в электромобиль. Соседи завидуют: разгон до сотни – за 10 секунд, и это без единой капли бензина. При этом автомобиль работает почти бесшумно, но главное, - какая экономия!
Игорь Корхов, изобретатель: "По экономичности машина потребляет 13,5 киловатт/часов на 100 километров пробега. В пересчете на денежки получается около 27 рублей на сто километров".
На ферме в Ярославской области уже и не знают, на чем сэкономить. В цене каждого литра молока 15% - это цена солярки. Расходы на топливо здесь самая затратная статья.
Виктор Жаворонков, председатель сельхозпредприятия: "Если говорить в целом, то из-за этой солярки, из-за того, что она такая дорогая, мы не можем нарастить производство".
Молокозавод вынужден покупать продукцию фермеров дороже. И в конечном счете, это отражается на ценах в магазине. Горючее здесь тоже на первом месте. Тут уж не до сверхприбыли.
Нина Жаворонкова, директор молокозавода: "За 2008 год себестоимость реализованной продукции у меня составила 29 миллионов, а выручка на 600 тысяч больше. Вот и вся моя рентабельность, 1-2%".
Цена на нефть упала почти втрое, а цифры на заправках меняются куда медленней. Федеральная антимонопольная служба определила так называемую "справедливую цену" на бензин - не больше 20 рублей за литр. Но в некоторых регионах России 92-й бензин стоит почти 25 рублей. Эксперты говорят, что это, конечно, меньше, чем летом, но все равно дороговото.
Геннадий Шмаль, президент союза нефтегазопромышленников России: "Я считаю, что справедливая цена на 95-й бензин должна быть в пределах 17-18 рублей. Почему? Я с вашими коллегами взял и посчитал, сколько сегодня рядовой российский гражданин тратит на бензин, исходя из того, что у него не роскошная иномарка, а наша "Волга" или "Жигули". Получается, около четырех тысяч рублей в месяц он должен потратить на бензин. Есть еще запчасти, есть другие расходы. Это, конечно, слишком много при наших зарплатах и наших доходах. Поэтому я и полагаю, что цена должна быть 17-18 рублей. Можно ли это сделать? Можно в случае, если мы уменьшим налоги".
Впрочем, цена бензина определяется не социальными, а рыночными механизмами. И складывается она из нескольких составляющих. Это добыча нефти, ее транспортировка, переработка, реализация, и конечно, доход торговцев. Но главное - налоги и акцизы. Их в цене бензина больше сорока процентов. И чем больше налоги - тем дороже топливо.
Налоговые льготы для нефтяников обсуждали на совещании в Ленинградской области. Премьер-министру Владимиру Путину показывали крупнейший на северо-западе нефтеперерабатывающий завод в Киришах. Модернизация здесь идет уже давно, и НПЗ скоро сможет составить серьезную конкуренцию европейским производителям топлива.
На совещании говорили: из-за падения мировых цен нефтяная промышленность сейчас в сложной ситуации. Но, по словам премьера, антикризисные меры уже принимаются. Налоговая нагрузка на нефтяников сократилась на 500 миллиардов рублей. А в некоторых регионах, где открыты новые месторождения, государство объявило "налоговые каникулы".
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Кроме того, учитывая, что именно сейчас в промышленную эксплуатацию вводятся новые месторождения в Восточной Сибири, предлагается рассмотреть возможность временного снижения экспортных пошлин для добываемой здесь нефти".
Государство готово оказать нефтяникам серьезную помощь, но при этом должна быть уверенность, что деньги потрачены не зря.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Снижение налогов на добычу нефти, предоставление других преференций, должны быть хорошо просчитанными, носить сбалансированный характер и определять приоритеты развития отрасли с учетом интересов бюджета и экономики страны в целом. Мы вправе ожидать, что оставляемые отрасли средства будут направлены на финансирование инвестиций и геологоразведку, добычу и переработку. То есть, вложены в производственный процесс, не потрачены на бонусы и другие далеко не первоочередные вещи в современных условиях".
Переработка нефти - одна из главных проблем в российской нефтяной промышленности. На современных заводах Европы из тонны нефти получается почти 500 литров бензина, в России - примерно 140 литров, и не европейского качества.
В последние годы нефтяники деньги в переработку и разработку новых месторождений почти не вкладывали. Экономисты говорят, ситуацию нужно исправлять, как можно быстрее.
Леонид Григорьев, президент института энергетики и финансов: "У нас низкое качество бензина, и у нас целый ряд нефти с большим содержанием, кислых, тяжелых нефтей попадают в национальный бренд, нам нужно вынимать их с помощью переработки и повышать качество национального экспортного бренда. То есть задачи, о которых говорил Владимир Владимирович, они абсолютно известны, и важно, что они ставятся именно во время кризиса".
Как обеспечить баланс интересов нефтяной отрасли и всей экономики страны? Это стало предметом открытой дискуссии на совещании в Киришах. Министр энергетики Сергей Шматко и глава Минфина Алексей Кудрин делились своими соображениями о резком падении цен на нефть, которое должно внести свои коррективы в экономическую и финансовую политику государства в этой области. Премьер РФ поддержал министров.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "В связи с изменениями цены на нефть меняется фискальная политика государства в отношении нефтяной промышленности. Минфин и Минэкономики не собираются применять прежние инструменты при нынешних низких ценах на нефть".
Говорили и о переходе на европейские стандарты качества топлива. По словам премьера, откладывать введение новых норм на несколько лет просто нельзя. Европа уже несколько лет живет с топливом стандарта "Евро-4". В России же даже разговор о "Евро-3" последние годы был больной темой. Отложения принятия закона просили автопроизводители, испугавшись сокращения объема продаж. И это, говорят эксперты, в конечном счете, ударило по ним же.
Михаил Подорожанский, главный редактор журнала "Авторевю": "Хорошо, оттянули принятие этих норм. И чем все это обернулось? Тем, что поскольку, коли есть закон, то закон для всех. В эту лазейку из-за того, что в России не были жестко приняты нормы "Евро-3", полезли китайские автопроизводители. Чем это обернулось уже через два года? Например, автомобилей одной китайской марки было продано больше, чем легковых автомобилей, которые за год были проданы тем же ГАЗом, и тем же УАЗом. Ну, какую пользу мы принесли этим заводам?"
Качественного топлива с каждым годом в России должно становиться все больше. От этого зависит и его цена. Но модернизация такого производства займет не один год. Так что пока государству приходится решать проблемы топливного рынка своими методами.
К концу недели стоимость бензина на заправках, хоть медленно, но все-таки поползла вниз. То ли от обещанной господдержки, то ли от заявления Федеральной антимонопольной службы, которая рассказала о возбуждении больше 200 дел против недобросовестных продавцов бензина.
Но, снизившись до 20 рублей за литр, цена на бензин снова застыла. За это время изобретатель из Белгородской области успел переоборудовать на электротягу мотоцикл. И теперь еще хочет перевести дом на питание от солнечных батарей. Затраты на оборудование хоть и не маленькие, но точно успеют окупиться.