Рассекречены новые подробности одного из крупнейших заговоров XX века
Российские спецслужбы рассекретили архивные материалы, связанные с известной и, пожалуй, одной из самых позорных страниц в новейшей истории Европы. Ровно 70 лет назад был заключен так называемый "Мюнхенский сговор". Судеты - до того момента часть Чехословакии - были отданы гитлеровской Германии. Пойдя на встречу Рейху, страны надеялись обезопасить себя. Однако очень скоро история преподала им, да и всему миру самый страшный урок.
Репортаж Сергея Гапонова.
На столе - 700 листов документов, на которых еще несколько дней назад стоял гриф "секретно". Письма, телеграммы, дипдонесения. Историк и писатель Лев Соцков говорит, что теперь в архивах отечественных спецслужб, скорее всего, не осталось нерассекреченных бумаг, касающихся печально знаменитого "Мюнхенского сговора". Генерал внешней разведки Соцков вопрос знает досконально - сегодня он считается едва ли не главным специалистом по истории европейских заговоров первой половины XX века.
"Мюнхенский" - из разряда мегазаговоров. Ровно 70 лет назад Великобритания, Франция, Германия и Италия заставили Чехословакию отдать часть своей территории Гитлеру и отказаться от помощи Советского Союза. И вот рассекреченные документы добавляют некоторые новые оттенки в понимание того, как большие европейские страны вершили судьбы стран малых и какими методами пользовались при этом.
Лев Соцков, генерал-майор службы Внешней разведки в отставке: "Вот документ. Министр иностранных дел Великобритании Галифакс дает указание своему послу в Москве встретиться с Литвиновым, наркомом по иностранным делам СССР и попросить, чтобы Москва воздействовала на коммунистическую партию Чехословакии, чтобы никаких эксцессов не было".
Москва тогда ответила отказом. В Кремле уже понимали: англичане и французы хотят так договориться с Гитлером, чтобы тот пошел со своей военной армадой на восток, не беспокоя старую добрую Западную Европу. Рассекреченные документы проливают свет и на позицию других стран, в частности, Польши, в вопросе фактического раздела в 1938-м суверенной Чехословакии.
Алексей Богатуров, проректор МГИМО: "Позиция Польши из деликатности и социалистической солидарности затушевывалась. Не хотелось говорить, что Польша тоже причастна к сговору".
На Западе не все документы того времени рассекречены. Возможно, потому что из них становится ясно, как тогда в Европе были демонтированы принципы коллективной безопасности.
Лев Соцков, генерал-майор службы Внешней разведки в отставке: "Главный урок Мюнхена - не надо поощрять агрессора. Ни большого, ни маленького. И второй урок - нужна система коллективной безопасности, которая позволяет дать отпор агрессору".
Возможно, когда-нибудь документы, 70 лет хранившиеся в архивах российских спецслужб, лягут в основу книги или фильма. Но сегодня они, похоже, важнее в роли учебного пособия. О том, как нельзя в угоду интересам одного государства и одного человека поступаться судьбами других стран и людей.